Ольга Годованая
Развитие коммуникативного общения детей дошкольного возраста через «язык танца»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений. Использование педагогом разнообразных форм работы с детьми, доступных музыкальных заданий в игровой форме включает детей в межличностные отношения, развивая у них навыки гармоничного поведения, способствуя творческому самовыражению, обогащая эмоционально-волевую среду, формируют положительную самооценку, основанную на уверенности в своих силах и возможностях.
Публикация «Развитие коммуникативного общения детей дошкольного возраста через „язык танца“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Развитие коммуникативного общения детей дошкольного возраста через «язык танца».
Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Академия детства»,
г. Нижний Тагил Свердловской области.
Важным условием психологического развития человека, формирование его личности и его социализации является общение. С древних времён танец был одной из важных форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно – бытовые танцы, в которых через разнообразные танцевальные движения отражаются эталоны поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. В 20-ом веке на основе народно – бытовых танцев возникли коммуникативные танцы.
Большинство современных педагогов (А. Буренина, Н. Куприна, М. Картушина, О. Бубнова, С. И Е. Железновы и др.) высказывают мысли и идеи по поводу того, что лёгкий, простой, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков, т. к. им приходится общаться с партнёром или даже с группой партнёров. Таким детям, в дальнейшем, становится проще находить общий язык с ровесниками и взрослыми. Танцы влияют не только на физическое развитие ребёнка (укрепляются мышцы, улучшается координация движений, пластика, но также происходит и умственное развитие: так, способность подстраивать свои движения под музыку, благотворно сказывается на увеличении словарного запаса.
Наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в музыкально – ритмической деятельности, является методика А. Бурениной, поскольку предлагает детям несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально-ритмических движений в процессе невербального контакта с партнёром и на основе их эмоционального подъёма. В педагогике вопросами, связанными с использованием элементов невербального общения в танцах, занимались такие педагоги, как Л. В. Виноградов, В. А. Жилин, В. Р. Каневский, К. Орф, Е. И. Поплянова, И. Э. Сафарова, Т. Э. Тютюнникова. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали, что в этом процессе у детей развиваются определённые коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым и воспитателем.
Разучивание коммуникативных танцев – игр следует начинать с тех, в которых появление нового партнёра обусловливается танцевальными движениями (следующий партнёр по кругу). Каждому ребёнку нужно дать возможность находить партнёра визуально, демонстрировать дружелюбие и входить в контакт с ним. Так, у детей, формируется умение по взгляду партнёра понять его намерения. Контакт в танцах-играх усиливается ещё и тактильно – через различные виды хлопков и рукопожатия (как элемент открытости, что способствует развитию не только доброжелательных отношений между детьми, а нормализации социального микроклимата в детской группе.
В своей практике я часто наблюдаю, что некоторые дети испытывают трудности с выбором партнёра: они избегают смотреть друг другу в глаза или просто, не обосновывая своего решения, не хотят танцевать друг с другом. Поэтому мои основные усилия в работе направлены на устранение этих трудностей, на формирование способности детей легко вступать в контакт. Часто добавляю при разучивании танцев-игр элементы сольного исполнения. Правда, не каждый ребёнок сможет выйти в круг и станцевать. Здесь очень важен индивидуальный подход. Так, можно предложить застеснявшемуся ребёнку различные варианты: потанцевать вместе со взрослым, с другим ребёнком; не выходя в круг или выйдя за круг, как бы спрятавшись от детей. В данной ситуации задача педагога направлена на эмоциональную поддержку робких, застенчивых детей с помощью других, более уверенных в себе воспитанников. Разучивая танцы, играя в музыкальные игры дети, тем самым, познают себя, своих сверстников и одновременно знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.
Коммуникативные игры – танцы, помимо развития музыкально – ритмических способностей, направлены на формирование коммуникативных и личностных качеств ребёнка, таких как:
- развитие динамической стороны общения: инициативности, лёгкости вступления в контакт, готовность к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, выразительности и эмоциональности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием уверенности в себе, раскрепощённости, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Разучивание танцев – игр не занимает много времени. Их можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: как на занятиях, праздниках и развлечениях, а также в качестве динамической паузы и утренней гимнастики. Дети становятся более общительными, легче вступают в контакт, учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других детей, у них повышается уверенность в себе и понижается чувство тревожности. В этом и заключается ценность и польза коммуникативных танцев – игр в развитии детей.
В процессе приобщения детей к танцевальному искусству, решаются следующие задачи:
Обучающие:
- обучить детей элементарным двигательным навыкам;
- научить владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского бального танца;
- вслушиваясь в музыку, различать средства музыкальной выразительности, согласовывая свои движения с музыкой;
- обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями.
Развивающие:
- развивать творческую активность, самостоятельность и инициативность в музыкально – ритмических движениях;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и музыкальный слух, чувство ритма, образное мышление, фантазию и память;
- развивать музыкальные и физические данные детей, артистические способности и творческое отношение к занятиям;
- формировать творческую активность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетически – нравственное восприятие детей, любовь к прекрасному, трудолюбие, самостоятельность, целеустремлённость в достижении поставленной цели;
- формировать умение работать в коллективе;
- воспитывать любовь и интерес к музыке и танцам.
На первом этапе музыкально – игровая деятельность связана с задачей развития позитивного самоощущения у детей. Это обусловлено логикой возрастных особенностей дошкольника (обучение ребёнка чему-либо должно происходит в ситуации эмоциональной комфортности). Итогом первого этапа является участие детей в музыкальном празднике, сценарий которого составлен из элементов, уже освоенных детьми на занятиях, но подчинённых развитию новой сюжетной линии. Это даёт детям возможность с уверенностью продемонстрировать приобретённые умения.
На втором этапе акцент сделан на формирование волевых качеств, ведь сформированные произвольные процессы – необходимый фундамент полноценного развития ребёнка, основа его готовности к школе. Оказавшись в центре внимания, ребёнок учится преодолевать смущение, контролировать свои эмоции, вырабатывает навыки волевых действий. Второй этап завершается праздничным концертом с поочерёдным солированием детей.
На третьем этапе в работе с детьми преобладают задания, в которых необходимо найти оригинальное и индивидуальное творческое решение. Эта задача может быть осуществлена только тогда, когда у ребёнка уже имеется опыт музыкально – игровой деятельности. Итог третьего этапа - это музыкальный праздник, в сценарий которого включены фрагменты музыкально-игровых импровизаций детей.
На четвёртом этапе с помощью музыкально-игровой деятельности реализуется задача формирования основ нравственного поведения: развития эмпатии, сочувствия и уважение к другому человеку, чувства справедливости, ответственности за свои действия в отношении к окружающим, готовности к сотрудничеству. Итогом этого этапа является выступление детей на празднике, сценарий которого включает игровые проблемные ситуации, которые детям необходимо творчески разрешить, проявив при этом усвоенные модели позитивного и ответственного поведения.
Таким образом, доступные музыкальные задания в игровой форме включают детей в межличностные отношения, развивая навыки гармоничного поведения, способствуя творческому самовыражению, обогащая эмоционально-волевую сферу, формируют положительную самооценку, основанную на уверенности в своих силах и возможностях.
Литература:
1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей. -СПб: Музыкальная палитра,2004.
2. Бубнова О. Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально-ритмической деятельности младших школьников. / Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. -М. :,2009-№ 11.
3. Куприна Н. Г. Музыка в личностном развитии ребёнка// Педагогика искусства. Сетевой электронный научный журнал. № 4, 2014.
4. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. - М. : АСТ, 2001.