Елена Архипова
Развитие исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных (мультимедийных) игр
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (П. 2.6) развитие познавательно-исследовательской деятельности предполагает :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие восприятия, наблюдательности;
- развитие способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира;
Публикация «Развитие исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных (мультимедийных) игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
- расширение представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
Проявление инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности, в т. ч. в познавательно-исследовательской деятельности определено ФГОС ДО Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.
Одной из форм работы в области познавательного развития является экспериментирование и естественные исследования — действия, направленные на удовлетворение любопытства.
Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В настоящее время в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Интерактивное оборудование, благодаря своей многофункциональности, активно входит в нашу жизнь, становясь неотъемлемым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Дидактический материал, используемый в интерактивных играх, направляет активность детей в нужном направлении.
Интерактивное оборудование, такое как, интерактивная доска, планшет и сенсорная панель, дают возможность воздействовать одновременно на звуковое, зрительное, тактильное восприятие ребенка. Что в разы увеличивает усвоение материала.
Мультимедийные средства значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют усилить мотивацию ребенка. Работа с такими средствами, как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности дошкольников.
Основным назначением интерактивных игр исследовательского характера является не обучение, а закрепление и расширение знаний. Поэтому проводить их следует после проведения основной образовательной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, совместная деятельность взрослого и детей экспериментального характера, для повторения пройденного материала. Если на занятии в младшем возрасте изучается один или несколько объектов, то интерактивная игра позволяет значительно увеличивать их количество и наглядно проводить аналогию между ними.
В силу своих возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно работать с доской (размер доски, ее расположение на стене не позволяет ребенку небольшого роста охватывать взглядом весь экран и работать на всей ее поверхности, находясь непосредственно у доски). Поэтому интерактивную доску целесообразно использовать для проведения игр с группой детей, когда действия производит педагог, а дети находятся на достаточном расстоянии, чтобы видеть весь экран. При работе с доской детей располагают на расстоянии не ближе 2–3 м и не дальше 5–5,5 м от экрана. Для индивидуальной же работы лучше пользоваться планшетом, панелью или ноутбуком, где ребенок может действовать сам.
Кроме того занятия с использованием компьютера следует проводить не более одного раза в день и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей до 5 лет не должна превышать 10 минут.
Применение интерактивных игр позволяет сделать занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным. Тем самым, развивая у дошкольников устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Движение, звук, мультипликация, используемая в таких играх, надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.