Лучший педагог года

Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации малышей

Калинина Галина Сергеевна
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации малышей
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение на тему:

«Развитие интересов,

любознательности и познавательной мотивации малышей».

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17»

Калинина Галина Сергеевна

На сегодняшний день актуальной является тема познавательного развития детей в раннем возрасте, так как именно в раннем возрасте закладываются основы познавательного интереса, любознательности, желания и умения добывать знания экспериментальным путём.

Публикация «Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации малышей» размещена в разделах

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

В Стандарте дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Очень важным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.

Существуют условия, от которых зависит формирование интереса :

1) положительные эмоции по отношению к деятельности;

2) наличие познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;

3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений). Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности.

От этих условий и зависит появление интереса, в том числе интереса к учебе. Если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И. П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.

Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С. Л. Рубинштейн). Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.

Показателями выраженности познавательной мотивации являются :

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

В группах для детей раннего возраста нужно организовать образовательную среду таким образом, чтобы формировать у детей познавательный интерес. Стараться применять разнообразные формы взаимодействия педагога с детьми, которые в наибольшей степени способствуют познавательному развитию :

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

В группах создается богатая развивающая предметно – пространственная среда, стимулирующая процесс познания маленького ребёнка. Должны быть выделены специальные зоны, где дети с помощью взрослого и самостоятельно могут познавать разнообразные предметы, исследовать их свойства.

Например: центр «Сенсорики», где представлены различные пособия и игры для сенсорного развития детей. Подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (одного цвета, но разного размера, одинакового размера, но разного цвета и т. п.). Организуя предметную деятельность детей, следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребёнком по назначению.

Центр «Строитель». Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также незаменимы для умственного развития и воспитания ребёнка. Конструируя, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт малышей.

Так как в раннем возрасте у детей слабо развита координация движений, низкий уровень сенсорной и моторной речи, то обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Желательно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз, так дети быстрее запоминают и с удовольствием выполняют уже знакомые действия.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучшим способом личностного развития, настоящим залогом высокого интеллекта – является искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Публикации по теме:

«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Проект «Мир интересов. Папа»Проект «Мир интересов. Папа» Паспорт проекта. Проект «Мир интересов. Папа». Вид проекта: познавательно - творческий. Возраст детей: 5 – 7 лет Реализация проекта: январь.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие мелкой моторики у малышей с помощью тестопластики — лепки из соленого тестаРазвитие мелкой моторики у малышей с помощью тестопластики — лепки из соленого теста Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребенка. Известно, что формирование мелкой моторики влияет на умственное развитие,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации малышей
Опубликовано: 24 января 2020 в 00:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации малышей» (включая файлы) размещена пользователем Калинина Галина Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД