Калинина Галина Сергеевна
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему:
любознательности и познавательной мотивации малышей».
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17»
Калинина Галина Сергеевна
На сегодняшний день актуальной является тема познавательного развития детей в раннем возрасте, так как именно в раннем возрасте закладываются основы познавательного интереса, любознательности, желания и умения добывать знания экспериментальным путём.
Темочки:
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития :
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
В Стандарте дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Очень важным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.
Существуют условия, от которых зависит формирование интереса :
1) положительные эмоции по отношению к деятельности;
2) наличие познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;
3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений). Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности.
От этих условий и зависит появление интереса, в том числе интереса к учебе. Если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.
Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И. П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.
Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С. Л. Рубинштейн). Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.
Показателями выраженности познавательной мотивации являются :
1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).
В группах для детей раннего возраста нужно организовать образовательную среду таким образом, чтобы формировать у детей познавательный интерес. Стараться применять разнообразные формы взаимодействия педагога с детьми, которые в наибольшей степени способствуют познавательному развитию :
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
В группах создается богатая развивающая предметно – пространственная среда, стимулирующая процесс познания маленького ребёнка. Должны быть выделены специальные зоны, где дети с помощью взрослого и самостоятельно могут познавать разнообразные предметы, исследовать их свойства.
Например: центр «Сенсорики», где представлены различные пособия и игры для сенсорного развития детей. Подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (одного цвета, но разного размера, одинакового размера, но разного цвета и т. п.). Организуя предметную деятельность детей, следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребёнком по назначению.
Центр «Строитель». Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также незаменимы для умственного развития и воспитания ребёнка. Конструируя, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт малышей.
Так как в раннем возрасте у детей слабо развита координация движений, низкий уровень сенсорной и моторной речи, то обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Желательно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз, так дети быстрее запоминают и с удовольствием выполняют уже знакомые действия.
Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучшим способом личностного развития, настоящим залогом высокого интеллекта – является искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.