Любовь Моргунова
Развитие интереса к изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством использования художественного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие.
Под изобразительной деятельностью дошкольника понимаются художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
Публикация «Развитие интереса к изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством использования художественного материала» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В современном обществе развитие интереса у детей к изобразительной деятельности становится всё более актуальной проблемой стоящей перед семьёй и образовательными учреждениями. Часто считается, что ребёнок подрастёт и сам научится проявлять интерес : рисовать, писать, воображать, мыслить и пр., взрослые бывают разочарованы, что с возрастом детей начинают расти различные проблемы, беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности, и как следствие психологическая неготовность к обучению в школе. Как правило, это связано с тем, что у ребёнка плохо развито воображение, а без этого невозможен никакой прогресс, не будет движения вперёд, любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, отреагировать, как абстрактными понятиями, так и образами. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Развивая у детей интерес к изобразительной деятельности, мы решаем многие вопросы в воспитании и обучении детей. Изодеятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения.
Для успешной реализации данного направления работы по развитию изобразительной деятельности мы создали в группе непринуждённую, доброжелательную обстановку, приближенную к домашней, раскрепощающую ребёнка.
В предметно - развивающей среде группы для занятий изодеятельностью выделена зона, которая оборудована мольбертами, магнитной доской, плакатами по ознакомлению с цветовой гаммой с техникой получения оттенков, развивающими играми и пособиями для организации занятий по рисованию. Также имеется разнообразный художественный материал для самостоятельной деятельности детей : краски, карандаши, восковые мелки, кисти, материалы для нетрадиционной техники - ватные палочки, штампы, губки, бумага разной фактуры, и формы. Для закрепления пройденного материала используется ватманы, на которых дети любят изображать идеи, замыслы, рисунки. В работе с детьми используется также тонированная бумага, трафареты с силуэтами разных предметов, игрушек, животных, с помощью которых дети учатся составлять композиции и вставлять в сюжет образы, которые не умеют изображать.
На занятиях рисования осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Перед каждым занятием проводится предварительная работа: вместе с детьми рассматриваются тематические иллюстрации, прочтение соответствующей художественной литературы, проводятся подвижные игры.
С детьми проводятся коллективные занятия и занятия с использованием различного сочетания художественных материалов и техники изображения, так же осуществляется комплексное и системное использование методов и приёмов.
Все методы и приёмы обучения изобразительной деятельности в реальном процессе обучения сочетаются и взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развития интереса детей к изобразительному творчеству.
В одном занятии могут применяться самые разные методы и приёмы. Выбор их зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их индивидуальных способностей.
В своей работе с детьми мы придерживаемся следующего принципа, что принуждение - враг творчества. Мы уверенны, что творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации. Психологи утверждают, что у ребёнка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую может в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольников действовать самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Именно поэтому, при планировании занятий по рисованию, мы постоянно использую игровую задачу, где дети выступают в роли помощников, защитников, иногда превращаются в волшебников, чувствуя себя сообразительными, умными, например: «Помочь зайке построить забор возле дома чтоб, не пробралась хитрая лиса». Дети, обеспокоенные, что лиса выгонит зайчика из дома, рисовали высокий забор, чтобы она не пролезла сквозь щелки в заборе, брёвна рисовали как можно ближе). Задачу, где дети самостоятельно учатся самостоятельной постановке задач, например «Как помочь петушку нарисовать картину?». Дети рисовали зернышки, червячков, травку, солнышко.
Также занятия с детьми проводятся по подгруппам, где детей делятся по разному принципу: по уровню развития изобразительной деятельности, по гендерному признаку. Каждой группе предлагаются выполнить разные игровые задачи, например: мальчики помогают папе нарисовать недостающие колёса для машины, а девочки украшают полотенца для мам.
При ознакомлении детей с новым материалом, вводится игровой персонаж, который способствует формированию познавательного интереса к новой теме занятий. Например, в занятиях используем персонаж Бабушки-Загадушки, в волшебной коробке которой находился новый художественный материал. Постоянство прихода данного персонажа с новым художественным материалом способствовало формированию интереса, умению ставить цель занятия самостоятельно.
Таким образом, в программе решаются задачи направленные на побуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинам, иллюстрациям и художественному материалу. Решаются задачи направленные на формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании, которые играют немаловажную роль в развитии интереса к изо-деятельности, так как не сформированность этих навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.
Список литературы:
1. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших дошкольников. – СПб. : Речь, 2005. – 128 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Владос, 2007. – 347 с.
3. Галанов Л. С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : Сфера, 2009. – 212 с.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М. : Скрипторий, 2013. – 80 с.
5. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 324 с.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 192 с.