Наталья Мордашкина
Из опыта работы по реализации проекта «PROчтение»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд)Вопрос детской литературы и детского чтения вот уже несколько веков в центре внимания. Родители – главные люди в жизни ребенка, благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается.
(Слайд) Родители выводят ребенка в социум и дают первые представления об обществе и о мире вообще.
(Слайд)Тем не менее, у современных родителей наблюдается постоянный недостаток времени для знакомства ребенка с театром, библиотекой, достопримечательностями города, с окружающей природой.
Публикация «Из опыта работы по реализации проекта „PROчтение“» размещена в разделах
(Слайд) Ни для кого не секрет, что открыть и объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир взаимоотношений, развить мышление, воображение, обогатить эмоции, дать прекрасные образцы русского литературного языка, способна – книга.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
(Слайд) Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
(Слайд)Современные дети с 2-3 лет умеют пользоваться компьютером, свободно играют на планшете и телефоне, «идут в ногу со временем», а хорошо ли это для них? Для родителей это очень удобно, ребенок занят, «развивается», не мешает, не мешает час-другой, а может, и еще больше! Проблемы с осанкой, со зрением, скудность активной речи, неспособность общаться со сверстниками, неумение найти тему разговора – все это будет, обязательно будет! Задумываемся ли мы об этом, может, кто-то начинает об этом размышлять, но тут же решает – ничего, авось нас это не коснется… все играют, все смотрят телевизор, все… «Остановитесь, подумайте, это ваши, это наши дети! если они вам дороги, надо изменить эту ситуацию!»-кричим мы родителям!
(Слайд) Для решения задач социализации детей дошкольного возраста мы вовлекаем родителей воспитанников в образовательный процесс и в реализацию проекта «PROчтение», целью которого является привитие детям любви к книге, росту читательской активности.
Это позволяет реализовать основные принципы, представленные во ФГОС дошкольного образования.
(Слайд) В ОП, реализуемой в нашем детском саду, ознакомление с художественной литературой проводится в системе образовательной работы с детьми в ДОУ с раннего возраста.
Активно применяем в работе с детьми методические рекомендации «Литературное наследие Пензенского края дошкольникам» под общей редакцией Е. Ф. Купецковой, они использовались педагогами для успешной реализации проекта «PROчтение». Данная технология принесла хорошие результаты, и в дальнейшей работе будем опираться на данное методическое пособие. Информацию о реализации проекта освещаем на сайте ДОУ и МААМ.
(Слайд) Для формирования интереса к чтению используем разнообразные формы и методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.
Расширяя читательский кругозор дошкольника, знакомим его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой.
(Слайд) Проект решили начать с выступления на родительских собраниях с родителями воспитанников всех возрастов, где и представили наш проект, провели анкетирование, круглый стол с родителями по обмену опытом «Как помочь своему ребенку полюбить читать книги. Большинство родителей нас поддержало.
(Слайд)Приобщение детей к чтению художественной литературы начали с создания предметно-развивающей среды групп. Красочно оформленные книжные уголки привлекают интерес и внимание детей. Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, в уголке книги, происходит личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями.
(Слайд)Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, где впервые ребенок знакомится с творчеством замечательных художников: Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина и многих других.
(Слайд)Освоение задач проекта осуществляем в организованных совместных видах деятельности:
(Слайд) Это: традиционные ежедневные чтения, тематические выставки (выставки-викторины, выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, создаём вместе с детьми «Книжкину больницу», изготавливаем макеты любимых сказок, устраиваем театрализованные игры по мотивам прочитанных произведений, вечера загадок, сказок.
(Слайд)Литературные произведения и их фрагменты включаем в режимные моменты, сопровождаем ими наблюдения за явлениями природы.
(Слайд)Одной из форм организации работы по реализации проекта, социализации личности ребёнка, стало взаимодействие с библиотекой. Настоящим праздником книги становятся традиционные экскурсии в библиотеку для детей нашего ДОУ. Наши воспитанники – их будущие читатели. Сотрудничая, мы стараемся не только приобщить их к чтению, воспитать культуру чтения, но и всесторонне развивать личность.
(Слайд Праздничные дни приурочиваются к юбилею детского писателя, изданию книги, а также к любым другим «красным дням календаря», которые также популярны в детском саду: это и праздники, учрежденные на государственном уровне (Новый год, 23 февраля, и тематические дни (День животных, День птиц).
(Слайд)Воспитатели используют разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или события, пробуждая фантазию ребенка. Привлекают детей к посильному участию в инсценировках знакомых сказок, стихов, а также эпизодов их повседневной жизни. Используют при этом разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, фланелеграф и др, а также обыкновенные игрушки.
(Слайд) В рамках реализации проекта в образовательном учреждении был проведен смотр –выстака"Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготавливали книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе : рисовали, вырезали, клеили, раскрывали свои творческие способности. Замечательные получились книги!
(Слайд)В рамках проекта педагоги ДОУ разработали для детей и родителей Литературную гостиную. Так, в группе старшего дошкольного возраста, на первую ежемесячную "Литературную гостиную" были приглашены авторы Гимна Белинского района Н. В. Снаткин и А. В. Шуваев. В их исполнении прозвучали Гимн, стихи собственного сочинения. Ведь Пензенская земля, как никакая другая, богата талантами.
(Слайд) Приобщая детей к литературному наследию, знакомим с замечательными произведениями М. Ю. Лермонтова, сказками Анисимовой А. П., стихами наших современников Д. Д. Злобиной, В. Д. Агаповой. Их произведения имеют познавательную направленность, расширяют кругозор, формируют мировоззрение дошкольников, рассказывают о красоте природы пензенского края, об отношении к родной земле, своих чувствах и переживаниях. «Лермонтов и поэзия», «Поэзия о зиме», «Знакомимся с творчеством наших земляков», «Есенин- певец России», «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей…», «Любимые сказочные герои произведений А. С. Пушкина»- темы литературных гостиных.
(Слайд) Для расширения представлений детей об истории создания книги была проведены познавательные мероприятия. При подготовке к мероприятиям родители совместно с детьми искали информацию о том, как появляется книга. Одной из тем литературной гостиной стала тема "Где живут книги", на которую были приглашены библиотекари районной детской библиотеки, с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении долгих лет. Они рассказали детям о своей профессии и пригласили детей посетить библиотеку.
(Слайд) На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомили детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. При проведении театрализованных игр, дети показывали свои знания произведений художественной литературы, что способствовало повышению их познавательной активности.
(Слайд)Для обогащения книжных уголков в группах детского сада была проведена акция "Подари детям книгу", в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп, часть книг была передана в районную библиотеку.
(Слайд)9 мая – светлый для всех нас праздник, когда мы вспоминаем и чествуем людей, выигравших войну, которые прошли тяжелый и страшный путь нашей истории. Чем дальше от нас уходят в историю годы войны, тем труднее донести до нового поколения, как дорого нашей стране далась эта победа. Дети должны знать, через какие ужасы, разруху, страдания, голод и смерть прошли их прабабушки и прадедушки. Воспитание любви к своей родине, патриотических чувств начинается с самого малого – с памяти о тех, кто отдал свои жизни за ныне живущих.
(Слайд)В рамках проекта «PROчтение»прошли литературно- музыкальная композиция «Мы внуки твои, Победа» в ДОУ, творческая гостиная в центральной детской библиотеке с приглашением участника ВОВ, где дети читали стихи, пели песни, библиотекари знакомили с художественной литературой о войне. В подготовке к данным мероприятиям активно привлекались родители: готовили костюмы, декорации, подбирали музыкальное сопровождение. В группах прошли конкурсы чтецов к этому дню.
(Слайд) Очень важное значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения родителей и ребёнка, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
(Слайд)Семейное чтение – очень важная часть в системе семейного воспитания. В рамках проекта родители стали участниками в флеш-мобе «Прочитайте сказку на ночь». Родители читали перед сном своим детям любимые сказки, рассказы, интересные стихотворения и принесли фотографии из домашнего архива, на которых можно было увидеть, есть ли у ребенка дома книжный уголок, как ребенку дома читают книги родители.
(Слайд)И всё-таки не все родители ещё понимают важность приобщения ребёнка к книге, сами мало читают, избавляются от домашних библиотек, больше времени тратят на просмотр телевизионных передач и работу за компьютером. Решили провести круглый стол с родителями воспитанников по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги.
(Слайд) Знакомим детей с литературой, которая приобщает ребенка к духовной жизни своего народа, : считалки, загадки, поговорки, пословицы, сказки, скороговорки.
(Слайд)А детям объясняем, что у каждого народа есть свои сказки, что все они от поколения к поколению передают главные нравственные ценности: дружбу, добро, трудолюбие, взаимопомощь.
(Слайд)В каждой группе работают мастерские по ремонту книг. Ребята «ремонтируют книги» в детском саду вместе с воспитателями и детьми, забирают книги домой, чтобы сделать вместе с родителями: заклеивают их, делают новые обложки (сами рисуют или создают обложку на компьютере)
(Слайд) В конце реализации проекта, подводя итоги, сравнивая и анализируя анкеты, выявили положительную динамику и эффективность проведённой работы : читательская активность и компетентность родителей воспитанников ДОУ повысились на 20 %, интерес к книге у дошкольников возрос на 10 %, (Слайд) а у районной библиотеки появились новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличилось число читателей, а жизнь стала ярче и интересней.
(Слайд) Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане организации тандема «ребёнок + родитель + педагог» дала хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, удовлетворение от совместной работы.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научится вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.
В этом непростом деле, видя положительные результаты, будем продолжать работу по развитию интереса к чтению и внедрять новые формы, методы и технологии.