Ирина Красильникова
Из опыта работы по реализации проекта «Здоровая и дружная семья!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе».
И. Токмакова
Тип проекта: познавательный, творческий, игровой
Вид проекта: Краткосрочный
Продолжительность проекта: с 13 ноября по 24 ноября 2017
Участники: Дети, воспитатели, родители
Актуальность проекта
Публикация «Из опыта работы по реализации проекта „Здоровая и дружная семья!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Опыт работы, практика
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у нас возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Проблема проекта: Направить особое внимание воспитателей и родителей на формирование и укрепление здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка в семье и ДОУ.
Цель проекта:
• Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка,формирование у родителей мотивацию здорового образа жизни, ответственность за своё здоровье и здоровье своих детей
Задачи проекта:
• формировать у детей представления о семье, о родственных отношениях ;
• расширить представление детей о семье через организацию разных видов деятельности;
• - обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности (семейное древо);
• воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам;
• приобщать детей и их родителей к здоровому образу жизни;
• повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни ребенка через взаимоотношение с воспитателями группы;
• установление доверительных и партнерских отношений с семьей каждого ребенка
Формы реализации проекта:
• Наблюдения;
• Беседы;
• Ситуативный разговор;
• ООД;
• Чтение художественной литературы;
• Рассматривание фотографий и иллюстраций;
• Подвижные и музыкальные игры;
• Гимнастики (утренние, дыхательные, после сна);
• Консультации (родителям)
Методы реализации проекта:
• Словесные:
Беседа, проблемные ситуации, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, потешки, пословицы, загадки.
• Наглядные:
Рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик.
• Практические:
Продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность.
• Игровые:
Дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно- ролевые игры.
Ход проекта.
1. Подготовительный этап
1Анализ методической и художественной литературы по данной теме.
2. Планирование деятельности по реализации проекта.
3. Наблюдения детей за любимыми занятиями мамы и папы, за приготовлениями любимых блюд, за проведением праздников в семье.
4. Рассказ родителей детям о традициях в своей семье, любимых занятиях членов семьи, любимых видов отдыха и спорта
5. Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
6. Подготовка развивающей среды.
7 Изготовление папок – передвижек.
2. Основной этап
Социально – коммуникативное развитие:
Беседы: «Моя семья», «Где работает мама (папа?», «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Как уберечься от болезни», «Полезно – не полезно», «Кто такие микробы и где они живут?» и др
Дидактические игры: «Назови ласково», «Позвони по телефону маме (папе)», «Кому, что нужно для работы?» и.
Игровые ситуации: «Филя простудился», «Мишка заболел, полечим его» и др. Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Кукла Катя встречает и угощает гостей вкусными и полезными блюдами», «Больница», «Аптека», «Дочка заболела», и прочие
Познавательное развитие:
Беседы «Кто, где работает?», «У меня есть брат (сестра)», «Дом, в котором я живу», «Как ты помогаешь маме?», «Где живут витамины?», «Как вода и мыло нам помогает бороться с микробами» и др
Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду»; (в т. ч «Медицинский кабинет»
Дидактические игры: «Полезно-вредно», «Кого как зовут», «Чьи детки», «Кем быть?» Интерактивная игра «Путешествие по стране Неболейка»
Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций «Виды спорта», «Распорядок дня» Отгадывание загадок по темам «Семья» и «Личная гигиена»
Просмотр презентаций на тему «Семья», «Я здоровье берегу и здоровеньким расту», «Режим дня»
Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка»,»Крошка Енот», «Азбука здоровья»( «Смешарики») и др
Речевое развитие:
Пальчиковые игры «Семья», «Кто живет у нас в квартире».
Чтение рассказов и сказок: «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, сказка «Аленушка и братец Иванушка», К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Михалков «Про девочку которая плохо кушала», И. Демьянова «Замарашка», «Волк и семеро козлят»; «Гуси-лебеди», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк
«Мамина работа»
Чтение и заучивание (некоторых) стихотворений: «Что такое чистым быть?», «Я и солнышко», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка»,заучивание стихов ко Дню Матери
Заучивание потешек: «Водичка, водичка…», «Кран откройся! Нос, умойся!», «От водички, от водицы все улыбками искрится!».
Театрализованные игры по сказкам «Три медведя», «Репка»
Составление описательных рассказов по фотографиям о членах своей семьи
Физическое развитие:
Проведение комплекса утренней гимнастики «Разноцветные платочки» и гимнастики после сна
Подвижные игры: «Медведь и пчёлы», «Воробышки и автомобиль «, «Поймай комара», «Лохматый пес», «Кролики»,«У медведя во бору», «Самолеты»,»Найди свой домик» и др
Пальчиковые игры и физминутки :»Имена», «Семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мальчик-пальчик»,»Если мама месит тесто»,«Пчелка», «Паучок», «Улитка». «Семья» и др
Проведение спортивного развлечения при участии родителей ко Дню Матери
Цель: Развивать положительные эмоции в процессе общения и желание принимать активное участие в жизни группы. Воспитывать у детей любовь к маме, желание помогать ей
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Любимая мама»; «Подарок для мамы», «Наша семья на прогулке»; раскрашивание раскрасок с изображением семьи
Свободное рисование по теме: «Мой дом»
Аппликация «Цветочек для любимой мамочки»;групповая композиция из цветных ладошек «Букет для мамы»
Лепка «Вкусные прянички».
Слушание и заучивание детских песен о семье: «Мамочка милая, мама моя», «Маме помогали…»;
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультации: «Семья в жизни ребенка», «Искусство быть родителем», «Семья и здоровый образ жизни
Папки – передвижки : «Стих о семье»,»Нашим дорогим мамам посвящается»
Цель: Способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей в нравственно- духовном развитии подрастающего поколения; способствовать сплоченности отношений в семье,пропаганда ЗОЖ в семье.
Творческая работа «Семейное древо – Моя семья»
Цель: Привлечь родителей к совместному творчеству по представлению своей семьи.
Спортивное развлечение при участии родителей ко Дню Матери
Цель: Развивать положительные эмоции в процессе общения и желание принимать активное участие в жизни группы. Воспитывать у детей любовь к маме, желание помогать ей.
3.Заключительный этап.
К заключительному этапу проекта были намечены следующие тенденции:
• -расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек
• - проявление чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
• повышение педагогической культуры родителей. в вопросах воспитания и ЗОЖ;
• расширение знаний детей о составляющих здорового образа жизни,стремление соблюдать их в повседневной жизни;
• -двустороннее обогащение детско-родительских отношения опытом совместной деятельности (творческой и спортивной);
• -установление доверительных и партнерских отношений между воспитателем и семьей каждого ребенка.