МААМ-картинки

Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста процессе ручного труда»

Юлия Беляева
Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста процессе ручного труда»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

через ручной труд»

Автор-составитель:

Беляева Юлия Альбертовна

Воспитатель

Первая квалификационная категория

2015г.

Содержание:

Введение… 3

1. Актуальность…5

2. Цель и задачи программы…8

3. В работе с детьми по программе необходимо…. 8

4. Условия работы по программе…9

Публикация «Программа „Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста процессе ручного труда“» размещена в разделах

5. Развивающая среда для работы по программе…10

6. Диагностика…12

6.1 Методы и приёмы диагностики…. 12

6.2 Методика проведения диагностики…13

6.3 Уровни овладения навыками и умениями….14

7. 7. Планирование работы по использованию нетрадиционных техник в рисовании…18

7.1 Годовое перспективное планирование…. 18

7.2 Игры и упражнения…. 24

8. Организация работы с родителями…. 31

9. Заключение…32

Литература….33

Введение

Дошкольный возраст- важнейший этап в развитии личности. Познание мира ребенок осуществляет – эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами и обследует их; богатство окружающего мира, его красочность, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, проявлению творчества.

Ручной труд приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.

Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс

Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.

Ручной труд – это работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому. Поэтому выбранная мною тема актуальна и значима.

Ведь ручной труд вызывает у детей радость, вдохновляет их на самостоятельное творчество и в игровой форме знакомит со свойствами различных материалов.

Учить детей ручному труду следует с младшего возраста, так как именно в этот период ребенок развивается наиболее интенсивно. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатые фантазии и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

А как много различных способов для самовыражения маленького фантазёра!

Ну,а с помощью взрослого будет проще реализовать свои фантазии.

Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей начиная со второго младшего до подготовительного дошкольного возраста.

Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.

1. Актуальность

Использование детьми нетрадиционных техник в ручном труде актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Актуальность проблемы заключается в том, что ручной труд является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

• Умение одухотворять живую и неживую природу

Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира

• Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им

• Стремление заботиться о других

• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное

Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним

• Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

С другой стороны ребёнок набирается опыта в худ. эст. развитии :

• Учится быть оригинальным

• Учится использовать средства выразительности

• Учится давать оценку своей и чужой деятельности

• Учится проявлять инициативу, самостоятельность

Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Исследования российских педагогов и психологов Е. А. Флериной, Н. Г. Сакулиной, Е. И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что ручной труд возникает у детей уже третьего года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.

Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.

Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами.

Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.

Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти.

Так же важно стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:

Развитие художественно-эстетического восприятия

Способность замысливать, представлять будущий рисунок

• Освоение технических и изобразительных навыков

• Опыт общения с миром изобразительного искусства

Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить не мало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.

Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике.

Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.

Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.

Результатами работы должны стать:

• Активность и самостоятельность детей в рисовании

• Умение находить новые способы для художественного изображения

• Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности

2. Цель и задачи программы

Целью данной программы является развитие ручного труда у детей младшего дошкольного возраста.

На основе данной цели определены следующие задачи:

• Обучение с учётом возрастных особенностей детей, опираясь на их желание и стремление реализовать себя через художественные образы

• Знакомство детей со способами работы материалами и инструментами

• Проведение диагностики детей

• Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей

3. В работе с детьми по программе необходимо :

• Научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке

• формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов, для уточнения и обогащения восприятия

• наблюдать в природе и уголке природы, для обогащения и уточнения зрительных впечатлений

• создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности

• побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники

• учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество

• стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций

4. Условия работы по программе :

Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе создаётся развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти себе увлекательное занятие.

При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований:

• Соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития

• Предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности

• Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.

Развивающая среда опирается на принципы:

• Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития

• Принцип информированности, обогащённости

• Принцип активности

• Принцип эмоциональной насыщенности

• Принцип системности

• Принцип статичности и подвижности

• Принцип эмоционального благополучия и комфортности

• Принцип закрытости

• Принцип обеспечения половых различий

• Принцип универсальности

5. Развивающая среда для работы по программе включает следующие центры:

Центр Образовательная задача Примерное содержание среды Предполагаемая деятельность детей

Уголок изо-деятельности Развитие ручной умелости, проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности · Материалы инструменты и их заместители для работы в различных видах деятельности.

· Бумага разных форматов и структур.

· Оборудование для работы.

· Игры.

· Мнемотаблицы

· Технологические карты · Рисование

· Нетрадиционное рисование

· Лепка

· Аппликация

· Раскраски

Игротека Уточнение, систематизация знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам Игровая деятельность

Книжный уголок Накопление познавательного опыта, умения «работать» с книгой. Познавательная и художественная литература, картинки и фотографии, «Книжкина больница» · Рассматривание

· Слушание

· Систематизация наглядного материала

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в других видах деятельности

· Растения в соответствие с возрастными рекомендациями

· Оборудование для труда

· Иллюстрации с экологическим содержанием

· Картотека загадок, стихов, примет, пословиц, поговорок

· Гербарии, семена растений

· Природный материал

· Мнемотаблицы

· Дидактические игры экологического содержания Наблюдение, проведение опытов, экспериментов. Труд природоведческого содержания.

Лаборатория «Почемучка» Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов, расширение познавательного опыта · Материалы

· Оборудование

· Приборы

· Технические и медицинские материалы

· Фартуки

· Наглядные модели Опыты, эксперименты, исследования.

6. Диагностика.

6.1. Методы и приёмы диагностики

Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественного творчества через ручной труд.

Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения диагностики:

1. Выявить уровень художественного развития детей

2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Характер диагностики: естественный педагогический.

Обследование проводилось по следующим направлениям:

1. Конструирование из бросового материала:

2. Конструирование из природного материала:

3. Работа с бумагой :

4. Отношение к ручному труду :

6.2. Методика проведения:

Оборудуется место для подгрупповой совм. деят. с детьми

На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми

Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.

По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

6.3. Уровни овладения навыками ручного труда. с использованием нетрадиционных техник

Низкий (1 балл)

интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен

эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого

ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности

узнаёт и радуется знакомым образам в работе

основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет

ребёнок работает только при активной помощи взрослого

знает материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими

не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем

он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний

знает способы изображения некоторых предметов и явлений

правильно пользуется материалами и инструментами

владеет простыми техниками ручного труда с частичной помощью взрослого

проявляет интерес к освоению новых техник

проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках

владеет основными техническими навыками

передаёт в своих работах некоторое сходство с реальным объектом

обогащает образ выразительными деталями

может самостоятельно выбрать тему для своей работы и получить результат

может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)

Таблица результатов исследования уровня овладения детьми навыками по ручному труду.

(2 младшая группа) «Мишутки»

Ф. и ребенка Конструирование из бросового материала Конструирование

из природного материала Работа с бумагой Отношение к ручному труду

Сент. май сент май сент май Сент. май

1. Абашева Л. 2 3 2 3 3 4 2 3

2. Архипова Е. 1 2 2 3 1 2 3 4

3. Анисимов М. 1 2 1 2 1 2 2 3

4. Веткина В. 2 3 3 4 2 3 3 4

5. Герасимова Л. 1 2 2 3 1 2 3 4

6. Завьялова А. 2 3 3 4 2 3 3 4

7. Карлагин С. 2 2 2 3 2 2 2 3

8. Кочурин М. 1 2 1 2 1 2 3 4

9. Лудий И. 1 1 1 2 1 1 4 5

10. Маматова К. 1 2 1 2 2 3 2 3

11. Римша Д. 2 3 1 2 2 3 3 4

12. Сопыгина С. 2 3 2 2 2 3 3 4

13. Стрельченкова Л. 1 2 1 1 1 2 3 4

14. Тюрина С. 1 2 1 1 1 2 2 3

15. Широкова Д. 1 2 2 3 1 2 2 3

16. Шаблова Р. 2 3 3 2 3 4 3 4

17. Цапля. Д. 2 3 1 2 1 2 3 4

18. Целовальников А. 1 2 1 3 1 2 1 2

19. Смирнов. И. 2 3 2 4 2 3 2 3

Итоговый показатель: 1.4 2.4 1.6 2.5 1.5 2.4 2.5 3.5

Результат обследования

Уровни Сентябрь Май

Высокий 0 5/25%

Средний 11/55% 13/70%

Низкий 8/45% 1/5%

Опираясь на данные обследования детей 2 младшей группы, которые впервые познакомились с использованием различных техник, можно смело говорить о том, что работа по данной программе заметно улучшает показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.

У большинства детей наблюдается стойкий интерес к ручному труду в, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.

Низкий уровень в начале года, объясняется, чаще всего, недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого.

Лишь у одного ребёнка и в мае наблюдается низкий уровень, что обуславливается особенностями его развития.

Таблица результатов исследования уровня овладения детьми навыками по ручному труду.

(Средний возраст) «Мишутки»

Ф. И ребенка Конструирование из бросового материала Конструирование

из природного материала Работа с бумагой Отношение к ручному труду

Сент. май сент май сент май Сент. май

1. Абашева Л. 2 3 3 4 3 4 3 4

2. Архипова Е. 2 3 2 3 1 2 4 5

3. Анисимов М. 2 3 2 3 2 3 3 4

4. Веткина В. 3 4 4 5 2 3 3 4

5. Герасимова Л. 2 3 2 3 3 4 3 4

6. Завьялова А. 3 5 3 4 2 3 3 4

7. Карлагин С. 3 4 3 4 2 3 3 4

8. Кочурин М. 1 2 2 3 1 2 3 4

9. Лудий И. 1 2 2 3 3 4 4 5

10. Маматова К. 2 3 2 3 3 4 2 3

11. Римша Д. 3 4 1 2 2 3 3 4

12. Сопыгина С. 2 3 2 3 2 3 3 4

13. Стрельченкова Л. 1 2 1 2 1 2 3 4

14. Тюрина С. 1 2 1 2 2 3 2 3

15. Широкова Д. 2 3 2 3 1 2 3 4

16. Шаблова Р. 2 3 3 4 3 4 4 5

17. Цапля. Д. 2 3 1 2 1 2 3 4

18. Целовальников А. 1 2 2 3 2 3 2 3

19. Смирнов. И. 2 3 2 4 2 3 2 3

Итоговый показатель: 1.9 3 2.1 3 2 3.1 3.1 4

Основные направления в работе с детьми по ручному труду.

В результате проведенной диагностики выявлен недостаточный уровень формирования навыков и умений по ручному труду и на основании поставленной мною цели: развитие творческих способностей детей через ручной труд, я определила основные направления по данной проблеме:

1. Основные педагогические работы с детьми по ручному труду.

2. Планирование работы по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.

3. Организация работы с родителями по развитию творческих способностей у детей через ручной труд.

7. Планирование работы по ручному труду

При планировании работы по обучению детей ручному труду я учитывала, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, аппликации, развивать ручную умелость.

7.1. Для работы по программе составлено годовое перспективное планирование:

1. Перспективное планирование /II младший возраст.

2. Перспективное планирование / средняя группа

Вторая младшая группа

Месяц Тема Цель

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь «Ходит осень по дорожкам»

«Овощи и фрукты»

«Солнышко лучистое, почему ты прячешься?» Продолжать знакомить детей в техникой рисования пальчиками, наносить прямые, короткие линии и точки

Прививать навыки наклеивания

Декабрь

Январь

Февраль «Маленькая ёлочка»

«Снеговик, снеговик»

«Зимние деревья» Познакомить детей с техникой печатанья, «тычок», восковые мелки, свеча

Побуждать выкладывать изобржения предметов из готовых форм.

Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие

Март

Апрель

Май

«Всё для мамочки моей»

«Весна, что нам принесла?»

«Травки-муравки»

Закреплять навык в работе с бумагой, ножницами.

Вызывать интерес к воплощению увиденного в своей работе.

Развивать творческие способности детей.

Средняя группа

Месяц Тема Цель

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь «До свиданья, лето красное»

«Витаминки на ветках»

«Желуди»

Познакомить с новым способом тонирования – размывание краски

Учить работать самостоятельно с ножницами и бумагой,кистью, клеем,красками

Развивать композиционные навыки

Декабрь

Январь

Февраль «Здравствуй, гостья-зима»

«Зимние домики»

«Северный житель»

Познакомить с техникой «манкография», зубная паста, пучок.

Развивать мелкую моторику, цветовое восприятие.

Учить проявлять в работе самостоятельность и инициативность

Закрепить навыки работы с ватой.

Март

Апрель

Май

«Мимоза»

«Мои любимые сказки»

«Первоцветы»

Познакомить с различными способами изображения мимозы

Учить использовать в работе сразу несколько нетрадиционных техник

Закрепить умение вырезать из квадратов –круг, треугольник, из прям-ка –овал.

8. Организация работы с родителями

Для сотрудничества с семьё й выбраны следующие формы работы:

· Оформление наглядной информации для родителей

· Проведение бесед

· Консультаций

· Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов

· Совместное проведение мероприятий

· Совместное творчество родителей и детей

· Анкетирование

9. Заключение.

Работа по данной программе даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования, лепки, аппликации

Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета. В аппликации, лепке, рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.

Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику.

Дети, на второй год знакомства с нетрадиционными техниками применяемыми в ручном труде, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.

Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи.

А в целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда решаются такие задачи как:

· Раскрытие важных сторон развития ребёнка в каждой возрастной группе;

· Оказание квалифицированной помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей;

· Повышение самооценки родителей в своих глазах и в глазах друг друга;

Литература.

1. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду

2. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992

3. «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт

4. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М. М.

5. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998

6. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

7. Выгорский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

8. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998

9. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005

10. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

11. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

12. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)»

13. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

14. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»

15. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество»

16. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду»

17. Копцева Т. А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 1994

18. Копцева Т. А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994

19. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004

20. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,

21. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»

Санкт-ПетербургДетство – ПРЕСС, 2011

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём.

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале.

Отчет по самообразованию «Формирование и развитие творческих способностей посредством конструирования, ручного труда»Отчет по самообразованию «Формирование и развитие творческих способностей посредством конструирования, ручного труда» Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.

Консультация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность.

Консультация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе КОП по знакомству с техникой «квиллинг» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» -Детский сад № 252 г. Перми. Развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного труда Позвольте представить вашему вниманию мою систему работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками Одно из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения – художественно-эстетическое развитие детей в разных видах деятельности,.

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности. Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Занятие творчеством Способствуют всестороннему развитию ребенка, его способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста процессе ручного труда»
Опубликовано: 22 марта 2016 в 14:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста процессе ручного труда»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Беляева (УИ 381025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД