Москалёва Татьяна Анатольевна
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились в школе, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Способности есть у каждого ребенка, но развиты они в разной степени. Цель консультации привлечь внимание талантливых педагогов к проблеме развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Способности – это свойства личности, базирующиеся на задатках, данных от природы. Они не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, но обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное использование на практике. Стимулируя интеллект, не стоит забывать о развитии физических, творческих способностей, о развитии эмоционально-чувственного познания мира. Гармонично, всесторонне развитый ребенок – это чудо, счастье, надежда взрослых.
Структура консультации.
Факторы развития интеллектуальных способностей :
1. Полноценное использование сенситивных периодов развития;
2. Высокая познавательная активность;
3. Демократическая система воспитания и обучения;
4. Деятельностный подход;
5. Ситуация успеха, ведущая к росту самооценки ребенка;
6. Генетический фактор.
1. Полноценное использование сенситивных периодов развития.
Определение сенситивного периода было впервые введено советским психологом Л. С. Выгодским – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Итальянский педагог М. Монтессори выделила 6 основных периодов детского развития, которые длятся до 6 лет. По мнению педагогов и психологов, повторные пики развития способностей наблюдаются до 12-13 лет, но дошкольное детство дает основу, базу, которая будет использоваться в старшем возрасте. Например, возраст от 1 года до 4 лет – период движений и действий. У ребенка совершенствуется координация движений общей (бег, прыжки, удержание равновесия и др.) и мелкой моторики.
Рекомендации:
- Организуйте пространство таким образом, чтобы малышу были доступны: карандаши, пазлы, конструктор, мозаика, пластилин, шнурки, бусы и др., подумайте о детской безопасности от манипуляций мелкими предметами, проявите творчество и фантазию, чтобы разбудить созидательный интерес ребенка.
- Или другой пример, возраст от 0 до 6 лет – период развития речи. Период, когда ребенок наиболее чувствителен к языковым нормам.
Рекомендации: Дети не только должны слышать грамотную, эмоционально-окрашенную, спокойную речь, и сами активно общаться, выражать свои мысли и желания, с огромной скоростью увеличивая свой словарный запас.
2. Что такое Высокая познавательная активность.
Это черта личности, которая проявляется в процессе восприятия и мышления. Это наличие у ребенка стремления:
- узнавать новое,
- проявлять инициативу, самостоятельность, нестандартность мышления,
- осуществлять поисково-исследовательскую деятельность, обеспечивая накопление разных способов познания окружающего мира.
К сожалению, у целого ряда детей познавательная активность и познавательный интерес снижены.
Причины этого:
- взрослые, которые не отвечают на вопросы детей,
- не создают проблемных ситуаций,
- не предоставляют возможности ребенку осознать собственные силы, проявить творческие действия.
3) Демократическая система воспитания и обучения.
Воспитанник -
не объект воспитательно-образовательного процесса,
не просто исполнитель,
он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Партнерские отношения «педагог -воспитанник» повышают детскую самооценку, способствуют формированию личностных качеств детей.
4) Деятельностный подход.
К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».
В развитии маленького человека деятельностный подход предполагает
- не только сотрудничество с взрослым,
- но и организацию задач и проблемных ситуаций с учетом зоны ближайшего развития,
- а также постановку цели, поиск и вариативность их решений.
С введением ФГОС ДО деятельность педагога направлена на то, чтобы сформировать компетентность – способность и готовность воспитанника применять знания, умения и навыки в жизни.
5) Ситуация успеха, ведущая к росту самооценки ребенка.
Ситуация успеха – это разновидность ситуаций, преднамеренно создаваемых педагогом.
- В первую очередь она необходима неуверенным в себе, робким, скромным и застенчивым детям. «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями» (К. Д. Ушинский).
6) Генетический фактор.
Это естественный природный фактор, обусловленный унаследованным от родителей набором ген, изменить который, к сожалению, невозможно.
На искусственные, вышеперечисленные факторы можно и нужно повлиять, чтобы развитие способностей малыша было результативным. Воспитателям, под силу обеспечить оптимальные условия развития.
Вопрос полноценного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным.
Фундаментом для развития интеллектуальных способностей являются познавательные процессы: восприятие, внимание, ощущение, воображение, память, речь и мышление.
В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими мыслительными операциями. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.
Можно предложить серию игр, заданий, игровых упражнений, которые способствуют интеллектуальному развитию. В речевых группах весь развивающий материал систематизируют и группируют по лексическим темам.
Игры и задания для развития восприятия : «Чего не хватает?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Найди различия», «Назови фигуру», «Чудесный мешочек», «Повтори и продолжи узор», «Разрезные картинки», «Найди и закрась», «Найди такой же предмет», «Цвета радуги», «Продолжи ряд», «Сравни предметы», «Незаконченные рисунки», «Найди пару».
Игры и задания на развитие внимания : «Найди и зачеркни», «Выбери одинаковые предметы», «Найди игрушку», «Что появилось?», «Что потерялось?», «Найди 5 отличий», «Добавь слово», «Сзади, спереди, справа, слева», «Лабиринты».
Игры и задания для развития слуховой памяти : «10 слов», «Кто позвал?», «Чей голосок?», разучивание стихотворений, отрывков из произведений детских писателей, пересказ русских народных сказок.
Игры и задания для развития зрительной памяти : «4 рисунка» (последовательность событий, «Где спрятана игрушка?», «Запомни картинки», «Нарисуй по памяти узор».
Игры и задания для развития логического мышления: «Опиши предмет», «Узнай предмет по описанию», «Кто летает?», «Отгадай», «придумай загадку», «Съедобное - несъедобное», игры на классификацию, «Что лишнее?», «Я знаю 5 названий», «Придумай предложение», «Самый, самый», «Что было до, что будет после», составление рассказов по сюжетным картинам, по серии картин, логические квадраты, логические цепочки и др.
Часто развитие памяти, восприятия, внимания и мышления представляют собой смежные задачи.
Мы живем в мире научно-технического прогресса и компьютерных технологий, нашим детям, порой, бывает скучно выполнять словесные инструкции, им не хватает деятельности, стремительного темпа, активности. Поэтому назрела необходимость в разработке совершенно новых интеллектуальных игр, в которых ребенок смог бы проявить себя. Игры соответствуют требованиям ФГОС ДО, охватывают разные виды деятельности и интеграцию образовательных областей.
Дидактическая игра «Путаница».
Эти непростые разрезные картинки заставят Вашего малыша улыбнуться, закрепить знания по теме «Домашние животные», начать поиск правильных деталей «запутавшихся» животных, а также сравнивать, выделять признаки, анализировать. Если попросить ребенка прокомментировать свои мысли и действия, то можно отработать лексическую и грамматическую стороны речи. (речевые группы)
Игры:
1) комплект цветных полочек Кюизенера. В процессе игры дети знакомятся с яркими палочками, которые представляют собой числа, выраженные цветом и величиной. Уникальность комплекта заключается в том, что в нем скрыты многочисленные математические ситуации, моделируя которые, ребенок решает целый ряд задач элементарных математических представлений: представление о числе, понятие «больше - меньше», состав числа из единиц, состав числа из двух меньших чисел, понятие «части - целое», понимание операций «сложение» и «вычитание» и многое другое.
2) «Логические блоки Дьенеша», с помощью которого, дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Дидактический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. Во многих играх с блоками используются карточки с символами свойств. Знакомство с символами важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, основ информатики. В играх с блоками Дьенеша нет разделения по возрастам, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка и его игрового опыта с блоками. В играх детям приходится решать логические задачи, а именно выявлять признаки блоков, кодировать и декодировать информацию, абстрагировать, выполнять простейшие арифметические действия, удерживать в памяти одновременно несколько свойств для конечного обобщения.
3) Не менее интересны развивающие игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Соты», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».
Суть этих игр заключается в конструировании на плоскости разных предметных силуэтов. Кроме личностных качеств (познавательная активность, в подобных играх у ребенка развиваются пространственное воображение, аналитическое мышление, комбинаторные способности, смекалка, находчивость. Данные игры обладают важным свойством - многоуровневость освоения развивающего материала. Поэтому дети проявляют особый интерес, так как с аналогичным подходом знакомы по компьютерным играм.
Первый уровень: знакомство с фигурами набора, о которых можно рассказать, которые можно обвести, дорисовать и т. д.
Второй уровень: выкладывание изображения путем наложения на образец с прорисованными деталями.
Третий уровень: ребенок собирает картинку рядом с образцом, причем образец может быть уменьшен в размерах.
Четвертый уровень: дети собирают картинку по силуэтному изображению.
Пятый уровень «Проявление мастерства и творчества». На этом высоком уровне ребенок выкладывает большие изображения из нескольких наборов или создает свои схематичные изображения, в которых легко угадывается образ. В этом случае ребенок демонстрирует чудеса наблюдательности и сообразительности, так как выделяет значимые признаки объекта, пропорциональное соотношение и форму частей, строение объекта.
Мелкая моторика
Сейчас много говорится о мелкой моторике. Любые действия с мелкими предметами: пуговичками, шнурками, пазлами, мозаикой, мелким конструктором др. помогут укрепить тонкие мышцы пальцев рук. А если в руке карандаш, то можно достичь не только высоких результатов в изодеятельности, но и совместить развитие интеллектуальных способностей и моторных функций ребенка. Графические диктанты развивают внимание, слуховое восприятие, умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. В ходе деятельности малыш переводит полученную инструкцию в умственный план, анализирует её и двигается по заданному маршруту на определенное количество клеток. Маленькие пальчики уверенно держат карандаш и выполняют достаточно мелкие и точные движения. Такие игровые упражнения нравятся детям, так как финиш четко совпадает с точкой старта и прорисовывается узнаваемое изображение.
В современной ОД применяется инновационная технология – мнеморациотехника, которая способствует совершенствованию и ускорению развития мыслительных процессов, увеличивает объем, прочность и точность памяти посредством тематических мнемотаблиц и коллажей, кодированных стихотворений.
Коллаж «Звук и буква С».
Рассматривая коллаж, ребенок устанавливает связи между объектами, выделят существенные и несущественные признаки, сравнивает, обобщает, запоминает расположение объектов. С помощью данного коллажа решаются задачи познавательного и речевого развития. Рассуждая и комментируя свои умозаключения, дети развивают речь, расширяют кругозор, соотносят цифру с количеством живых и неживых объектов, упражняются в выполнении арифметического действия – сложение, выделяют и характеризуют звук, соотносят его с буквой, находят позицию звука в слове, восстанавливают по памяти композицию коллажа, заранее закрытого педагогом. Можно создавать коллажи на любую тему, с различным количеством предметов. Их можно использовать в качестве опоры для составления рассказа. Это развивает не только речь, но и воображение ребенка.
У некоторых старших дошкольников появляются первые навыки чтения. Для сочетания развития математических представлений и освоение звукобуквенного анализа можно игры, в которых дети упражняются в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10, развивают зрительный контроль, умение заменять цифры буквами, закрепляют навыки чтения.
Вариативность таких заданий и заключенного в них содержания зависит от творческих проявлений воспитателя и познавательных способностей детей. Попросите ребенка составить предложение с этими словами, описательный рассказ или сказку. Лишь живое общение и поддержка взрослых сформируют мотивацию будущего первоклассника.
Кроссворды, ребусы, филворды.
Разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, филвордов способствует приобретению твердых знаний о буквах русского алфавита, обучает ребенка чтению посредством письма, развивает логику мышления. Комбинирование букв и слогов пополняет и активизирует собственный словарный запас. В современном мире некоторые головоломки с буквами можно найти в Интернет версиях Много выпускается печатной продукции: детские журналы, брошюры из серии «Гимнастика для ума».
Анаграмма
Словарная головоломка или анаграмма – прием, состоящий в перестановке букв или звуков одного слова в другое слово или словосочетание. В нашем случае, это набор букв на предметной картинке, которая указывает на тематику придумываемых слов. Одни и те же буквы могут повторяться несколько раз.
Филворд «Птицы».
Филворд представляет собой поле, в котором расставлены слова. Буквы в слове идут последовательно, но могут ломаться в любом направлении, исключая диагональ. Каждая буква принадлежит одному слову. Слова вычеркиваются, а из оставшихся букв складывается отдельное слово.
Согласно ФГОС ДО, в дошкольном детстве детям должны быть предоставлены равные стартовые возможности. И если воспитатели воспользуются предложенными в консультации играми, станут играть в умные игры, которые способствуют развитию памяти, восприятия, словесно-логического мышления и общей эрудиции, то обязательно увидят чуть позже, как легко адаптируется Ваши воспитанники в школе, какой «рывок» осуществят в освоении учебной деятельности.
Использованная в консультации литература:
1. Загорная Е. В. «Настольная книга детского психолога», Наука и техника, 2010 г.
2. К. Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения. М: «Педагогика», 1974 г.
3. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.
4. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М. : Просвещение, 1990 г.
5. Шведова Л. М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.