Полина Шарагатова
Развитие интеллектуальных способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных способностей детей ранний возраста : 2-3 лет.
В период от рождения до 2 лет малыш учится осознанно воспринимать внешний мир, доверять ему и взаимодействовать. Примерно с года ребёнок начинает понимать основные связи между действием и результатом, открывает новые способы достижения результата. В полтора года учится искать оригинальные решения проблем, у ребенка формируется способность воображать события, которые на данный момент не происходят.
Темочки:
Ранний возраст — важный период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. У детей в этом возрасте не сформировано критическое мышление. Знания о себе формируются на основании того, что говорят взрослые. Необходимо двухлеткам предоставлять самостоятельность в подходящих по возрасту сферах деятельности. Происходит становление самосознания, развивается речь, формируются навыки самообслуживания.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда ребенок, недавно еще такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не подорвать веру ребенка в собственные силы, помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Задачи интеллектуального развития :
• воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
• побуждать детей открыто и искренне, выражать свои чувства;
• развивать представления об устройстве человеческого жилья, о предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности;
• формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, материалом; пользоваться предметами в соответствии с их назначением;
• развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях;
• иметь общие представления об объектах живой и неживой природы, растениях (отличительные признаки диких и домашних животных, характерные признаки, строение).
• уметь различать цвета, форму; сравнивать, сопоставлять пары;
• различать по выражению лица эмоциональные состояния человека;
• называть и различать взрослых и детей на картинках, их части тела и их действия;
• осваивать структуры простого предложения, использовать системы окончаний существительных, прилагательных глаголов, уменьшительные суффиксы -чик -онок -енок;
• формировать пространственное и образное мышление.
Развитие интеллекта - включает в себя развитие памяти, восприятия, логического мышления, т. е. всех умственных способностей. Формирование умственных способностей у детей происходит разными способами. Для дошкольников самый эффективный вариант как общего развития, так и интеллектуального – это игра. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играют дидактические игры. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе.
Другие методы интеллектуального развития :
1. Вовлечение ребёнка в творческую активность. Это может быть театральная деятельность, в которой необходимо учить текст персонажа. Рисование, лепка, работа с конструкторами всех типов – всё это способствует умственному развитию ребёнка.
2. Формирование математического представления. Определение параметров фигур развивают логическое мышление малыша.
3. Чтение художественной литературы. Чтение ребёнку художественных произведений, будь то сказка, стихотворение или потешки, помогает формировать навыки выразительной речи, пополняет словарный запас, развивает слуховую память.
4. Определение интересов ребёнка. Если заниматься с малышом тем, что входит в область его интересов, то можно значительно увеличить прогресс в умственном развитии. Поэтому так важно интересоваться увлечениями ребёнка.
Основные способы, помогающие ускорить развитие интеллекта ребёнка :
• разговоры с малышом в раннем детстве способствуют устойчивой связи между родителем и ребёнком, пополнению словарного запаса, раннему развитию речи;
• развитие мелкой моторики пальцев рук неразрывно связано с развитием интеллекта, поэтому отличным вариантом занятий с ребёнком могут стать пальчиковые игры;
• выбор игрушек, нацеленных на развитие ребёнка, вместо дорогих игрушек, которые не представляют интеллектуальной ценности;
• заучивание стихотворных произведений улучшает память малыша и готовит к многочисленным заданиям школьной программы;
• возможность ребёнка побыть в одиночестве даёт импульс к самостоятельности, умению самому найти занятие.