Александра Мешкова
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Самым оптимальным и близким для формирования и развития интеллектуальных и познавательных способностей можно считать знакомство ребенка с окружающим миром, как с живой, так и неживой природой и социальной действительностью. Так как эти две сферы жизнедеятельности окружают ребенка с рождения, и каждый день волнуют малышей вопросами почему, зачем, и т. д. Представления о развитии живой и неживой природы оказывают существенное влияние на формирование у ребенка мировоззрения и мышления. А социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, настолько богат и наполнен содержанием к познанию!
Публикация «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
Познание себя, как представителя человеческого рода, характера взаимоотношения с другими людьми, содержание их деятельности, образа жизни, познаний предметного мира- всё это и есть процесс ознакомления детей с окружающим миром. Несмотря на многогранность и разнообразие современного мира, он противоречив и неоднозначен – это дает основание для развития и активности ребенка в процессе познания, и понимание его мира.
Свою работу в данном направлении я начинаю с подборки материала. При этом обращаю внимание на то: позволяет ли он (материал) устанавливать причинно-следственные связи между природными и социальными явлениями, фактами социального мира, находить общее и различное, анализировать и сравнивать, проявляя творческое отношение к познанию, используя самостоятельность.
Познавая себя и свои способности, ставлю перед собой задачу: развивать умение ребенка учиться анализировать и делать выводы о своих возможностях, своей роли в социальном мире, понимать себя как биологический объект: процесс роста, взаимодействие с окружающей средой, понимать роль матери в его жизни и т. д. После подбора необходимого материала, его следует систематизировать и адаптировать к возрастным и психологическим особенностям детей. Важным в педагогической практике остается проблема выбора способа подачи информации, так как именно он в большей степени влияет: насколько материал будет понятен и интересен ребенку. Будет ли он побуждать ребенка к анализу и сравнению, к желанию устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между явлениями, проявлять творческое отношение. Как известно, что в педагогической науке классическим способом подачи информации является метод.
В знакомстве детей с окружающим миром чаще всего использую общие педагогические методы. В зависимости от классификации по лидирующим признакам можно выбрать наиболее оптимальные: - по логике усвоения знаний: дедуктивные и индуктивные (Н. А. Давыдов); - по типу познавательной деятельности – репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские (М. Н. Скаткиным., И. Л. Лернер); - по источнику передачи знаний – словесный, наглядный, практический (Я. А. Коменский). При отборе методов передачи информации о живой и неживой природе и социальном мире особое значение уделяю классификации. Это связанно в первую очередь с тем, что знания сами по себе многообразны, многогранны, разносторонни, но и оказывают влияние на развитие чувств, отношения к миру, стимулируют поведенческую активность, и как итог влияют на развитие личности в целом. В связи с такими сложными задачами в дошкольной педагогике, по мнению С. А. Козлова, возникла потребность в создании новой классификации методов, помогающих знакомить детей с окружающим миром. «Новая классификация методов ознакомления детей с окружающей действительностью : это методы:
- повышающие познавательную активность;
-повышающие эмоциональную активность;
- способствующие установлению связи между разными видами деятельности; - коррекции и уточнения представлений детей об окружающем мире.
Каждая группа методов выполняет свою задачу, но вместе они реализуют одну цель – приобщение детей к социальному миру. Но для эффективного использования методов необходим интерес ребенка к процессу познания. Интерес к процессу познания начинает формироваться с раннего возраста. Этому способствует любопытство и любознательность, именно эти чувства стимулируют к познанию того, что неизвестно. Почему так? Что там внутри? Методы к такому познанию формируются по принципу – определить интересующую задачу или обозначить проблему, высказать гипотезу, проверить гипотезу практически. Плюс данного метода заключается в том, что он двухсторонний и вполне под силу ребенку, что стимулирует интерес к окружающему миру.
Например: у детей возникает вопрос : почему снег тает? Ставим задачу: почему снег тает? Дети высказывают свое мнение. Затем берем емкость, набираем снег и ставим его в помещение, через некоторое время смотрим. Делаем вывод, что в тепле снег тает.
Но не все гипотезы детей можно проверить практически, поэтому нужно детей стимулировать находить ответ на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью взрослого.
Важно формировать у ребенка наблюдательность и самостоятельность постановки проблемы, а также способы получения информации: посмотреть вместе со взрослым ответ в книге, по наблюдениям и т. д. В своей работе я стараюсь обращать внимание детей на умение правильно задавать вопросы, так как это влияет на точность и правильность постановки проблемы, результат ответа. Например, если ребенка интересует окрас животного, то можно посмотреть в книге и т. д. Найти ответ на вопрос может помочь и взрослый, например: зачем нужно убирать в доме? Все эти приемы будут более продуктивными в старшем дошкольном возрасте, а в младшем - лучше использовать метод сравнения по аналогии и противоположности. Это умение приобретается в процессе упражнения, образовательной деятельности, наблюдения, которые ставят ребенка в ситуацию их решения с помощью сравнения. При этом сравнение следует различать «открытое и закрытое». Например, ребенок должен догадаться, что ему нужен прием сравнения. «Открытое» сравнение: сравни дерево и куст, чем они схожи и чем отличаются? «Закрытое» сравнение: вот перед тобой три молотка: какой нужен – плотнику, какой – врачу, какой - музыканту?
Нужно научить ребенка способам познания и применения его в новой ситуации. Важно научить ребенка понимать с помощью каких способов он усваивает материал: анализ, сравнение, выводы, заключение, причинно-следственные связи – все это является фундаментом познавательной активности, интерес к процессу познания. Естественно, дошкольники не вполне осознано будут применять способ познания, но простейшие способы они способны понять и усвоить. Например: давайте подумаем: какой предмет находится дальше всех от центра?
Таким образом, интеллектуальные и познавательные способности у детей дошкольного возраста есть неотъемлемая часть развития с раннего возраста. При этом необходимо уделять особое внимание взрослого на методы подачи информации. Методы должны опираться на общепринятые, но в тоже время синтезироваться и быть оптимальными для определенного данного возраста и его психологических особенностей, предполагать творческий подход. Познавательные способности у детей заложены с рождения, наша задача: развивать и совершенствовать их.