Евгения Полякова
Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослым и сверстникам
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд «Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования»
Полякова Евгения Александровна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г. Воркуты
Та страна, которая будет учить своих детей искусству,
превзойдет все остальные
Д. Дидро.
Публикация «Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослым и сверстникам» размещена в разделах
2 слайд Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя такой незнакомый, но удивительный окружающий мир. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, а значит, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
3 слайд Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из приоритетных задач является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. В связи с этим ключевая роль педагога – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Из всех ее видов рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников.
4 слайд Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
5 слайд Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на РАЗВИТИЕ ребенка, учет его личностных особенностей, индивидуальной логики его развития.
Поэтому особенностью работы по развитию творческого потенциала у дошкольников станет :
- развитие у ребенка позиции активного участника в творческой деятельности;
- ориентир на возрастные и индивидуальные особенности, т. е. на конкретную ситуацию развития ребенка;
- учёт детских интересов и предпочтений;
- развитие инициативы и самостоятельности, т. е. личностных качеств ребенка, что позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.
Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности. Важно лишь побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Таким стимулом по праву может являться рисование с использованием современных техник. Современные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся мыслить, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Можно сказать, что современные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, и чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с современными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В своей работе в соответствии с возрастными особенностями я активно использую самые разнообразные современные техники рисования:
6 слайд На пример на младшем дошкольном возрасте, дети рисуют руками, пальчиками, ладошками, также используются различные оттиски из картофеля, моркови, пенопласта, рисование ватными палочками.
7 слайд На среднем возрасте добавляется тычок жесткой полусухой кистью, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, печатки листьев, монотипия предметная.
8 слайд Старший дошкольный возраст использует такие техники, как кляксография, набрызг, граттаж, ниткография и многое другое.
9 слайд С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Они готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
В данном взаимодействии, мною были продуманы этапы и направления работы с детьми:
10 слайд 1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества.
2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.
3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.
4. Этап альтернатив. Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.
11 слайд Обучение с помощью современных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов современной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов современной техники рисования.
12 слайд Развитие художественно-творческих способностей рассматривается в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и осуществляется в трех основных формах :
-непосредственно образовательная деятельность;
-самостоятельная деятельность детей;
-и, конечно, совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.
13 слайд Побудить ребенка к деятельности возможно с помощью таких методов и приемов, как:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
музыкальное сопровождение, художественное слово.
14 слайд Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения. Детей очень привлекают современные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников. В процессе рисования дети учатся рассуждать и делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Совместная художественно-творческая деятельность с воспитанниками основана на системно-деятельностном подходе, который способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своей деятельности, становится субъектом деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
15 слайд Развитию творческого воображения и повышение интереса детей к изобразительной деятельности будет способствовать использование современных развивающих технологий :
личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
проектная деятельность. Так, нами был реализован проект «Овощи и фрукты - полезные продукты»,
16 слайд где дети, выбрав один из овощей (фруктов) изучали его, наблюдали, придумывали способы его использования, все это фиксируя в дневнике и изображая его разыми способами и техниками.
17 слайд Организуя педагогический процесс с детьми, мы обращаем внимание на связь художественно-эстетической деятельности с разнообразными играми. Поэтому предусмотрено создание изображений предметов для игр: «Красивые салфетки в кукольный уголок», «Угощение для игрушек», «Подарки игрушкам», «Поделки для кукол» и др.
18 слайд Большое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе работы, формирование у ребенка уверенности в своих возможностях уважительное отношение взрослых к результатам детской художественной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности я уделяю внимание такой форме работы, как выставки детских и совместных работ по темам: «Морское царство», «Зимний лес», «Веточка рябины», «Цветные бабочки», «Осенний лес». В результате у детей формируется уверенность в своих возможностях; дети активно используют средства выразительности для образности рисунка; воплощают в художественной форме свои чувства, представления, мысли, переживания; совершенствуют изобразительные навыки, экспериментируют с разными художественными материалами; развивают творческую фантазию. Работы детей служат украшением группы, приемной.
19 слайд В группе постоянно действует выставка, готовятся подарки к праздникам, что оказывает положительное влияние на интерес к творчеству. Часто к нам в гости приходят любимые герои., которым нужна помощь (они чего-то не знают, допускают неточности и т. п., тем самым появляется мотив деятельности, который помогает ее организовать.
Формированию положительной самооценки и стимулирование интереса к дальнейшей деятельности способствует ситуация успеха. В своей работе я поощряю не только творческую деятельность детей и самостоятельность, но и любые усилия, направленные на приобретение новых знаний.
Одним из приемов совместного творчества детей и взрослого считаю прием сотворчества, когда все участники в равной степени вносят свой вклад в изготовлении продукта, так называемая, коллективная работа, где воспитатель подготавливает фон, заражая детей идеей создания композиции, а дети дополняют ее соответствующими деталями.
20 слайд Так, нами были изготовлены коллективные композиции, посвященные празднованию Международного женского дня, Дню защитника Отечества и др. Каждый ребенок выбрал, то, что он хочет сделать, каким материалом, какой техникой.
Одной из важнейших составляющих работы в данном направлении - обеспечение условий для развития творческих способностей - создание развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной разнообразными предметами и игровыми материалами, способствующая художественно-эстетическому развитию дошкольников.
21 слайд Для поддержания интереса к продуктивной деятельности и с целью развития художественно-творческих способностей в группе оформлен центр детского творчества, где имеются варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунков или его частью, детские журналы с творческими заданиями; размещены на видном месте листы разной формы и цвета для рисования, заготовки с нанесенными фигурами, художественный материал для индивидуальной и коллективной работы.
22 слайд Мною подобраны репродукции картин художников, музыкальные произведения для использования синтеза искусств и интеграции разных видов деятельности. Для рассматривания и обыгрывания представлены предметы народных промыслов, интересные фотографии, элементы росписей (альбомы, листы, иллюстрации.
23 слайд Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и воображения в группе мною разработаны:
- упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию исследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов;
- настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы, формы;
- игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже»;
- упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта;
- презентации и виртуальные экскурсии.
24 слайд Привлечь детское внимание и зажечь искру творческой активности, формировать умение самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве призвана «ИЗО-лаборатория», организация которой в доступной форме позволяет детям проводить эксперименты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, рисованием соком овощей (свёкла, морковь) и ягод (смородина, малина).
25 слайд Включение родителей в процесс развития творческих способностей детей реализовывался в следующих формах: мною разработаны памятки и буклеты, в форме творческих мастерских проведены мастер-классы, оформлена серия наглядной информации - «Рисуем пальчиками», «Не бойтесь экспериментировать», «Современные техники рисования в совместной со взрослым деятельности». Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми, стали главными помощниками в группе и активными участники мероприятий, таких как совместные праздники, акции, выставки творческих работ.
26 слайд Так появилась идея создания «Портфолио юного художника». Родители с огромным удовольствием и гордостью участвовали в оформлении портфолио своих детей, а дети не только выполняли творческие работы, но и вносили предложения, по их размещению в альбоме.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития творческого потенциала у дошкольников в процессе изобразительной деятельности и использования современных техник рисования, что подтверждается итоговой диагностикой. В течение ряда лет положительная динамика отмечается по всем критериям:
27 слайд - повысился уровень сформированности художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; технических умений и навыков;
-уровень развития познавательных процессов (воображение, мышление, память, восприятие);
- уровень художественных умений и навыков;
-развитие личностных характеристик воспитанников;
-творческие способности.
28 слайд Что несомненно является залогом будущих успехов в школьном обучении. Мои воспитанники - победители и лауреаты творческих конкурсов различных уровней, в которых проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Их шедевры живут, дышат, а главное, каждый рисунок по праву можно назвать маленьким произведением искусства. Дети обрели уверенность в себе и чувствуют себя настоящими художниками. Творческий процесс - это настоящее чудо! Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за той радостью, которую им доставляет рисование. Наша задача как педагогов, помочь им и поддержать творческую инициативу, а главное, желание фантазировать и творить.
29 слайд И закончить свое выступление мне хочется знаменитыми словами Платона: «… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной Красоте».
30 слайд Спасибо за внимание!