Людмила Кудряшова
Развитие игровой компетентности педагогов по организации сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, знают о том, что игра является ведущей деятельностью ребенка, но по разным причинам чаще всего эти знания остаются на уровне теоретических рассуждений. Поэтому в детском саду игра не достигает должного уровня и постепенно уходит из жизни детей. Как вернуть игру в детский сад?
Этот вопрос встал и перед педагогами нашего дошкольного учреждения.
Публикация «Развитие игровой компетентности педагогов по организации сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Анализируя образовательную деятельность нашего дошкольного учреждения, мы обнаружили, что многие воспитатели не владеют технологией организации и руководства сюжетно-ролевой игры. Поэтому актуальной задачей ДОУ явилось создание системы методического сопровождения деятельности педагогов по использованию современных методов организации игровой деятельности. Данная работа состояла из трех этапов.
Цель первого этапа работы — выявить характерные для воспитателей представления об организации сюжетных игр дошкольников, значении игры в жизни дошкольника, о роли педагога в развитии сюжетно-ролевых игр, определить затруднения, которые испытывают педагоги при обогащении сюжетно-ролевых игр дошкольников.
Анкетирование педагогов ДОУ, наблюдение за играми детей в разных возрастных группах и диагностика игровой деятельности детей выявили следующие проблемы:
• Воспитатели перегружают время, отведенное на игру, другими мероприятиями, роль игры недооценивается.
• Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.
• Воспитатели испытывают потребность в повышении квалификации по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей.
• Родители в основном положительно относятся к играм детей, но предпочитают играть с детьми в развивающие, спортивные игры, не уделяют значительного внимания обогащению сюжетно-ролевых игр.
Задачами методического сопровождения педагогов по повышению педагогической компетентности в организации и руководстве сюжетно-ролевой игры явились :
повышение уровня теоретической и технологической подготовки педагогов через использование разнообразных форм совместной работы;
создание методических и средовых условий для развертывания игровой деятельности в группах;
определение наиболее эффективных форм работы с семьей по обогащению игрового опыта дошкольников.
На втором этапе осуществлялось изучение научно-теоретических основ рассматриваемой проблемы, был разработан и реализован план методической поддержки профессионального развития педагогов, основанный на дифференцированном подходе, эффективность которого определялась посредством мониторинга профессионального продвижения педагогов.
В работе использовались как традиционные, оправданные практикой формы, направленные на изучение теоретических вопросов, так и мероприятия, повышающие педагогическое мастерство воспитателей, активизирующие общение педагогов и детей : деловая игра «Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой», психологический практикум «Активизирующее общение в игре», проведение «Недели игры и игрушки», мастер-классы по изготовлению атрибутов к играм, смотр-конкурс «Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в детском саду».
После этого педагогам было предложено разработать и реализовать долгосрочные проекты по организации сюжетно-ролевых игр в своих группах с учетом возраста детей, их интересов и актуальностью тематики игр. В помощь начинающим воспитателям творческой группой, состоящей из опытных педагогов, был разработан алгоритм и схема описания сюжетно-ролевой игры. Кроме этого мы поставили задачу увидеть, как меняется один и тот же сюжет игры и ее руководство в зависимости от возраста детей.
В результате были созданы проекты по организации сюжетно-ролевых игр с учетом их развития на разных возрастных этапах, как «Больница»- «Медицинский центр», «Водитель и пассажиры» — «Автомастерская», «Магазин» — «Торгово-развлекательный центр», «Парикмахерская» — «Салон красоты» и др.
Одной из эффективных форм работы с педагогами оказалась организация взаимопосещений педагогами сюжетно-ролевых игр. Приглашенные воспитатели были не просто зрителями, им предлагалось самим стать участниками игровых сюжетов : «Путешествие на море», «Салон красоты», «Выставка собак», «Магазин игрушек», «Торговый центр». Во время таких мероприятий начинающие педагоги смогли перенять опыт профессионалов по взаимодействию с детьми в игре, обменяться интересными идеями по использованию разнообразных методов и приёмов руководства игрой, внести свои предложения по развертыванию сюжета.
Активное участие в повышении компетентности воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой принимали специалисты ДОУ: психолог провела тренинги по активизирующему общению, выполнила подборку психологических упражнений на развитие воображения в придумывании детьми новых сюжетов; воспитатель по изобразительной деятельности провела мастер-классы по изготовлению атрибутов к играм из бросового материала; музыкальные работники подобрали музыкальный и песенный репертуар по темам сюжетов.
Эффективность методической работы возрастает при условии вовлечения родителей в образовательный процесс. Эффективными оказались такие формы сотрудничества с семьё й: семинары-практикумы, мастер-классы, акции, тренинги, детско — родительские творческие проекты, ток-шоу по обсуждению проблемы детской игры.
На третьем этапе мы провели анализ педагогической работы, который показал, что воспитатели более грамотно и осознанно стали организовывать игровую деятельность, она носит системный характер, предметно-игровая среда стала более разнообразна.
Анализ системы календарного планирования воспитателей позволяет сделать вывод о том, что в режиме дня дошкольников увеличилось время, отведенное на самостоятельные творческие игры детей, педагоги владеют приемами руководства игрой, уделяют достаточно внимания созданию развивающей среды. Мониторинга профессионального продвижения педагогов показал, что значительно возросло число педагогов, считающих себя овладевшими технологией руководства сюжетно-ролевой игрой (с 8 % до 62 %, появились воспитатели, готовые поделиться своим мастерством по данному направлению (25 %).
Таким образом, считаем, что проведенная работа способствовала повышению компетентности педагогов в вопросах организации и руководства сюжетно-ролевой игрой. Традиционные сюжеты, развертываемые детьми ранее, стали разнообразнее и сложнее, в них появились новые сюжетные линии. Дети стали больше времени посвящать сюжетно-ролевым играм, уменьшилось число конфликтов в процессе игр. Целенаправленное вовлечение родителей в образовательный процесс повысило интерес родителей к жизни группы, они радуются успехам детей и своим результатам, стремятся эмоционально поддерживать своего ребенка.
Литература:
1. Белая К. Ю. Деловые игры в системе методической службы. — М., 1994.
2. Маркова А. К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика.
3. Рищенко О. В поисках новых форм методической работы с воспитателями // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 4.
4. Флегонтова Н. П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. — М. ,2000.