Коростелева Ирина
Развитие игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие игровой деятельности дошкольников»
3 слайд
Игра –ведущий вид деятельности для дошкольного возраста, все следующие периоды со своими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития.
4 слайд
Цель игровой деятельности :
Активизация познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
Задачи:
Публикация «Развитие игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах
Развивать внимание, сообразительность, находчивость, мышление, наблюдательность, любознательность.
Развивать умение работать в команде
Воспитывать ответственность, сообразительность, умение точно следовать инструкции и правилам.
5 слайд
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Г, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности.
6 слайд
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. По мнению Л. С. Выготского замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием М. И. Лисина, Е. О. Смирнова считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.
7 слайд
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
8, 9 слайд
Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка :
- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Слайд 10
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) :
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Слайд 11, 12,13
Последовательность развития игровой деятельности.
Младший дошкольный возраст-режиссерская игра (манипуляция с предметами). Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы- заместители, дидактические игры и игрушки, дающие опыт разнообразного использования объекта.
Средний дошкольный возраст – ролевая игра (диалог) .В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать помимо игрушек, предметы заместители, т. к. задача педагога научить детей отражать роль словесно, без опоры на реальные предметы.
Старший дошкольный возраст- игра с правилами, режиссерская игра (фантазия, сюжетосложение). В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое игровое пространство для ролевых игр. Ведущее место в котором занимают опорные сигнальные игрушки и предметы (необходимости в большом количестве атрибутов нет). На шестом году жизни у детей развивается интерес к режиссерским играм. Опорой для них служат уже не только образные игрушки (зайчики, лодочки, куклы, но и разнообразные предметы (кусочек меха, ткань, брусок. Шарик). А также умение детей рисовать, фантазировать (игра –рисование, игра – фантазия).
деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом. В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности. Именно игра позволяет ребенку с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями.
14 слайд
Развитие игровой деятельности дошкольников в первую очередь проявляется в ролевом характере. Близкие взрослые становятся образцом для игровых поведенческих реакций ребенка. Отличие игр детей старшего дошкольного возраста от младших групп заключается в том, что теперь центром их игрового мира становится человек, общество людей, их действия и взаимоотношения между собой.
Прямо или косвенно, но именно взрослым принадлежит координирующая роль в детской игре. В игровой деятельности дошкольников часто процесс становится важнее результата, а ее качество определяется количеством эмоциональных и познавательных достижений, полученных во время игры. Нередко ребенок прямо или косвенно цитирует точку зрения взрослых на затронутую в игре проблематику, а в игровых отношениях с товарищами моделирует их поступки. Часто в качестве игрового сюжета дети склонны выбирать те вопросы, которые приходится решать близким им взрослым. Разумеется, что и в качестве игровых объектов они используют явные или мнимые предметы из практики взрослой жизни.
Крайне важно, что сюжеты игровой деятельности детей дошкольного возраста не предопределены заранее, они формируются в реальном времени детским коллективным воображением, тем самым развивая его. В процессе сюжетно-ролевой деятельности дошкольников детское воображение формирует образы, которые воплощаются посредством развития игровых событий. Кроме сюжета такая игра имеет содержание, определенные правила, предусматривает те или иные игровые действия, ролевые отношения, нередко переходящие в реальные, а также истинные предметы и их заменители.
15 Слайд
ВЫДЕЛЯЮТ ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Дидактическая игра;
2. воображаемая ситуация в развернутом виде : с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием;
3. внезапное появление объектов;
4. выполнение воспитателем игровых действий;
5. загадывание и отгадывание загадок;
6. введение элементов соревнования;
7. создание игровой ситуации.
Развитие игровой деятельности дошкольников демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую. Малыши не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых (мытье посуды, изготовление куличей и т. п.). Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.
16 слайд
При обучении игре детей дошкольного возраста необходимо учитывать некоторые аспекты. В первую очередь следует понимать, что контекст игры позволяет ребенку младшего школьного возраста действовать целостно, в соответствии с предложенными обстоятельствами. Только получив достаточный опыт при помощи такого рода игр, уже более взрослый ребенок в состоянии выделять проблематику игры, а значит воспринимать поставленные перед ним в игровой форме задачи. При обучении игре детей дошкольного возраста старших групп следует базироваться на уже сформированных навыках их коллективной деятельности.
Не забывайте и о соответствии проблемной ситуации возрасту ребенка, не ставьте непосильных задач!