Зульфия Телеева
Развитие художественного творчества посредством использования различных форм и методов работы с нетрадиционными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» д. Трегубово
Новгородская область Чудовский район
Развитие художественного творчества посредством использования различных форм и методов работы с нетрадиционными материалами у детей старшего дошкольного возраста.
Опыт работы
воспитателя Телеевой З. А.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информация об опыте.
2. Технология опыта.
3. Результативность опыта.
Публикация «Развитие художественного творчества посредством использования различных форм и методов работы с нетрадиционными материалами» размещена в разделах
4. Литература.
В течение последних лет я провожу исследовательскую работу по теме : «Развитие художественного творчества посредством использования различных форм и методов работы с нетрадиционными материалами у детей старшего дошкольного возраста».
Изучение проблемы художественного творчества, актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию.
У современного ребенка, который живет в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к художественной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями. Только некоторые родители создают все условия для развития художественно - творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- возрастает количество публикаций по художественной культуре, журналов и книг по развитию изобразительных творческих способностей детей, но в то же время наблюдается поверхностные знания, слабый уровень творческого воображения у детей.
- повышено внимание общественности к воспитанию творческой личности современного человека. Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в образовательных учреждениях.
Основная идея опыта работы — развитие художественного творчества посредством использования различных форм и методов работы с нетрадиционными материалами. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.
В творческой деятельности следует выделить три этапа:
1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
2. Процесс создания изображения (способы, средства выразительности).
3. Анализ результатов.
Основной идеей исследования является системное развитие творческих способностей детей, воспитание любви и интереса ко всем видам изобразительной деятельности.
Основными принципами деятельности является:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Принцип комплексно-тематического планирования, способствует успешной деятельности.
3. Принцип целенаправленности. Цели и задачи данной работы
могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития художественно - творческих способностей.
4. Принцип систематичности и последовательности. Работу по развитию художественного творчества посредством использования различных форм и методов работы с нетрадиционными материалами веду в определенной системе, последовательности.
Исследования проводятся поэтапно:
1 этап — накопление впечатлений.
2 этап — спонтанное выражение творческого начала.
3 этап — поиск творческих решений.
4 этап — самостоятельность.
5 этап — индивидуальное и коллективное творчество.
5. Принцип доступности. Опираясь на него, учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
6. Принцип наглядности обучения. Тщательно продумать:
- дидактические цели использования наглядности,
- методику показа,
- количество наглядности и последовательности демонстрации,
- сочетание определенных видов наглядности.
7. Принцип прочности.
Стремление эффективно реализовывать требования принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии.
В ходе проводимой мною работы; результатом должны стать такие интегративные качества ребенка:
1. Любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире предметов.
2. Эмоционально — отзывчивый. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыки и художественных произведений.
3. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели.
4. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности, для решения проблем.
Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке.
5. Ребенок имеет представления об обществе, его культурных ценностях.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Целью данной работы является формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе изобразительного творчества посредством использования различных форм и методов работы с нетрадиционными материалами.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- развивать творческое воображение;
- побуждать детей выражать свои художественные впечатления в творческой
деятельности;
- развивать природную способность детей к изобразительному творчеству.
- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества.
- создать предпосылки к формированию творческого мышления.
- развивать фантазию, чувство цвета, ритма.
Перед тем, как приступить к планированию работы, было проведено
анкетирование родителей, диагностика детей для выявления уровня знаний.
Исходя из полученных данных был составлен перспективный план работы.
Составляя перспективный план я распределила материал по видам изобразительного искусства.
1. Ознакомление с живописью.
- натюрморт
- пейзаж
- портрет
2. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством, (хохломская, филимоновская, городецкая, дымковская).
3. Архитектура.
Используемые мною, подходы к содержанию и методам работы с детьми основаны на уважении личности ребенка, внимательном отношении к его интересам и потребностям, заботе о его эмоциональном благополучии.
Педагогический процесс строю на постоянном анализе динамики развития каждого ребенка и учете уровня его возможностей.
Анализируя процесс создания изображения по замыслу, выделила следующие этапы формирования и воплощения замысла в рисовании старших дошкольников.
1. Накопление и уточнение представлений об окружающей жизни путем организации наблюдений на прогулке, экскурсиях и т. д.
2. Определение темы рисунка.
3. Осознание содержания будущего рисунка, работы, определение входящих в него изображений, композиции рисунка.
4. Выбор материалов для рисования.
5. Уточнение представлений о предметах, явлениях, которые будут изображаться перед началом рисования, изготовления работы.
6. Планирование выполнение замысла. Определение последовательности создания изображения.
7. Уточнение представления об изображаемых предметах в случае необходимости, в ходе реализации замысла путем дополнительного рассматривания предмета, иллюстраций, дополнительного объяснения, напоминания.
8. Активизация применения разнообразных способов создания изображения выразительности средств.
9. Оценка получившегося продукта с точки зрения полноты осуществления замысла,
примененных способов изображения и выразительности.
10. Обогащение, дополнение рисунка на основе оценки.
11. Анализ готового рисунка, работы, выделение интересного, выразительного решения образов.
Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребенок начинает строить или рисовать без видимой цели, а затем в силу различных ассоциаций у него
появляется желание изобразить что-либо.
В технологии моего опыта предусмотрены следующие направления работы :
- самостоятельная деятельность;
- художественное творчество в различных видах деятельности;
- работа с родителями.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал. Непременным условием для успешного обучения и воспитания является предметно-развивающая среда. Изостудия оборудована современными техническими средствами, наглядным материалом. Все это дает возможность для творческих проявлений дошкольников.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы.
- дети научились самостоятельно раскрывать свой замысел, передавать форму,
строение, пропорции предметов.
- дети комбинируют знакомые элементы в новом сочетании.
- с большим интересом используют художественные средства.
- знают способы применения и использования различных нетрадиционных материалов.
- с удовольствием выполняют творческие задания.
Лучшая награда за мою работу — сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, неиссякаемый интерес к изобразительному искусству, умение передать в рисунке свои мысли и чувства.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Программа «Радуга», «Искусство, природа и изобразительная деятельность детей», Т. Н. Дороновой.
2. Программа эстетического воспитания дошкольников.
3. «Детское художественное творчество» Т. С. Комарова.
4. «Художественный и ручной труд в детском саду» Т. Н. Доронова.
5. «Развитие детей от з до 5 лет в изобразительной деятельности» Т. Н. Доронова.
6. Программа «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
7. «Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа» Н. В. Дубровская.
8. «Азбука соленого теста» О. Чибрикова.
9. «Чудесные скорлупки» Л. М. Салагаева.
10. «Волшебные полоски» И. М. Петрова.
11. «Нитяные игрушки» Н. И. Смотрова.
12. «Театр на столе» И. Н. Петрова и др.
13. Журнал «Дошкольное воспитание».
14. Журнал «Обруч».