Ирина Бендерская
Развитие грамматического строя речи. Работа над прилагательными для детей, имеющих общее недоразвитие речи
МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №34»
Тема
Формирование словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
Выполнила учитель - логопед Бендерская И. Н.
1. Введение
1.1. Теоретическое обоснование
Формирование грамматического строя речи ребенка, и конкретно, развитие словообразования прилагательных освещается в работах признанных в мире исследователей лингвистики и психологии, как А. Н. Хомский, Ж. Пиаже, Дж. С. Брунер, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. Их работы указывают на такую особенность развития речи детей, что при всей сложности и большом количестве морфологических единиц русского языка они усваивают основные правила грамматики словообразования и применяют их в отношении других слов. Учитывая обстоятельство, что аналитико – синтетические процессы у ребят еще не сформированы, то их умение манипулировать морфемами – наглядное свидетельство их природной одаренности, лингвистической гениальности.
Публикация «Развитие грамматического строя речи, Работа над прилагательными для детей, имеющих общее недоразвитие речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Известно, что речь у детей с общим её недоразвитием развивается по тем же законам, что и в норме, но с задержкой, и опираясь на это обстоятельство я решила изучить эту сторону речи у детей логопедической группы, так как это даст возможность решить многие речевые проблемы.
Процесс словообразования тесно связан с другими уровнями языковой системы – фонологией, морфологией, синтаксисом и конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов.
Словообразование служит группировке слов в отдельные лексические разряды, способствует формированию лексических значений. Именно на почве словообразования устанавливаются системные отношения между лексикой и грамматикой. Следовательно обучая детей словообразованию есть возможность значительно обогатить лексический запас речи детей и, что особенно важно, формировать и уточнять эмоционально-оценочные компоненты значений предметов и их признаков.
Очевидно, что трудных грамматических форм в русском языке великое множество. В русском языке подавляющее большинство слов образованы от других (бумага – бумажный, поле – полевой). Чтобы овладеть лексическим богатством языка признаков предметов, ребенок должен научиться не только правильно соотносить мотивированные наименования с реальными предметами, но и глубоко понимать смысл, заложенный в словах. А это невозможно без понимания того, как они образуются, без умения вскрывать связи и отношения между мотивированными наименованиями и обозначаемыми ими признаками предметов.
Для занятий я отбирала небольшое количество типичных для русского языка способов словообразования, на примере которых, учила детей ориентироваться в существенных семантических и морфологических отношениях, воспитывая интерес к слову, стремление говорить выразительно, точно, правильно.
Почему же важно развивать и обогащать речь детей словами – признаками?
Вспомним немного теории: прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные. Притяжательные обозначают принадлежность какому-либо другому предмету (мамин, папин, заячий, качественные обозначают признак или качество предмета, степень которого может изменяться: этот цветок красивый, а этот еще красивее; суп горячий, а чай еще горячее. И относительные прилагательные обозначают признак предмета, степень которого остается неизменной: стул деревянный, лист кленовый, класс школьный. Основные способы образования прилагательных, с которыми мы знакомим детей в дошкольном возрасте:
- образование с помощью слияния двух основ и суффикса: длинношерстный, короткохвостый;
- образование с помощью суффиксов: ночь – ночной, лето – летний;
- образование с помощью приставки и суффикса: прибрежный, пришкольный. Именно суффиксальный способ образования, как наиболее продуктивный, я решила изучать с детьми логопедической группы.
Разумно организованная систематическая речевая работа воспитывает в детях любознательность, чуткость к слову и его формам. А это главное. Научившись прислушиваться к речи, ребенок тонко реагирует на оттенки звучания слов и заимствует из речи окружающих правильные формы. Эти формы он применяет в своем словотворчестве.
1. 2. Актуальность проблемы
Работая с дошкольниками в группе для детей с общим недоразвитием речи я заметила, что малыши в повседневной речи почти не употребляют прилагательные, что значительно обедняет и упрощает высказывание. Известно, что формирование словообразования и словоизменения прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в более поздние сроки, только тогда, когда в основном дети овладели системой словоизменения существительных. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенного свойства. А подбирая нужное слово, ребенок попадает в «нагромождение морфологических единиц, из которых, как из кирпичиков, составляется слово». (М. Ф. Гнездилов). И к школьному возрасту дети с нарушениями в развитии речи не успевают овладеть грамматическими категориями русского языка, поэтому они выстраивают высказывание без употребления прилагательных. Известно, что аналогичная картина часто встречается и в речи детей массовых групп.
Исходя из такого положения я поставила в работе с детьми логопедической группы следующие задачи:
1. Формировать морфологическую систему образования прилагательных русского языка :
- Сравнивать слова по значению и звучанию;
- Выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения.
- Выяснять, какой оттенок значения придает данный элемент слова (морфема). Мы с детьми стали называть его – частичка.
2. Упражнять в употреблении в речи прилагательных
Таким образом, в результате работы по формированию навыков словообразования прилагательных у детей логопедической группы я смогла значительно расширить лексический запас речи за счет словаря признаков предметов, а такая работа дает возможность формирования у детей более отчетливого и дифференцированного восприятия предметов и явлений реальной действительности. Кроме того, развивается фонематический слух в процессе наблюдения над изменением звучания и значения слова.
2. Основная часть
На занятиях по формированию грамматического строя языка я знакомила детей с новыми формами образования прилагательных. Закрепление изученного материала я проводила как на занятиях, так и в игровой деятельности. Все занятия я проводила в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий.
С учетом семантики, частоты употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных я проводила в такой последовательности:
На первом этапе я предлагала детям работу над усвоением и закреплением наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Я предлагала им упражнения на образование притяжательных прилагательных с использованием наиболее продуктивных суффиксов – ин-, -ов- без чередования звуков в корне слова.
Речевой материал:
Мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный, лосиный, куриный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, сливовый.
На втором этапе мы работали над словообразованием менее продуктивных моделей. Я предлагала ребятам работу над образованием притяжательных прилагательных с суффиксом –и- без чередования.
Речевой материал:
Лисий, коровий, бараний, козий, рыбий.
Затем дети упражнялись в образовании относительных прилагательных с суффиксами –ов-, -ев- без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слов, а так же в образовании относительных прилагательных с суффиксами –н-, -ан-, -ян-, -енн-.
Речевой материал:
Шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.
Деревянный, стеклянный, кирпичный, соломенный.
На этом же этапе мы работали над образованием качественных прилагательных с использованием суффикса –н- без чередования звуков в слове.
Речевой материал:
Вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.
На третьем этапе я предлагала детям упражнения по уточнению значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей с изменением звуковой структуры корня производного слова.
Я проводила работу :
- над образованием притяжательных прилагательных с использованием суффикса –й- с изменением звуковой структуры корня производного слова.
Речевой материал:
Волчий, заячий, барсучий, кошачий, собачий, беличий, медвежий, телячий, поросячий.
- над образованием относительных прилагательных с чередованием звуков в корне (беглая гласная).
Речевой материал:
Ситцевый, перцовый.
- над образованием относительных прилагательных с суффиксами –ан-, -ян-, -енн.
Речевой материал:
Кожаный шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский.
- над образованием качественных прилагательных с суффиксами -ив-, -лив-, -оват-, -еват-, -еньк-
Речевой материал:
Сероватый, красноватый, ленивый, червивый, красивый, говорливый, крикливый.
- над образованием качественных прилагательных с суффиксом –н- с чередованием звуков в корне слов.
Речевой материал:
Сероватый, красноватый, ленивый, червивый, красивый, говорливый, крикливый, смешной, скучный, мрачный.
Работу над словообразовательными суффиксами я осуществляла следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим суффиксом по значению (кленовый, березовый). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого суффикса.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (с общим суффиксом).
4. Закрепление связи значения и звучания суффикса (например суффикс – ин- вносит значение принадлежности кому-либо: мамин, папин).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
7. Самостоятельное образование слов с данным суффиксом.
В своей работе по формированию словообразования прилагательных я широко использовала прием сравнения слов по значению и по звучанию. Детям предъявляли исходное слово и предлагали образовать производное прилагательное, например:
- Образование притяжательных прилагательных :
Плащ мамы чей? – мамин.
Автомобиль папы чей? – папин.
Клубок ниток бабушки чей? – бабушкин.
И т. д.
Дети сравнивали ряд слов: мамин, папин, бабушкин и уточняли что общего в звучании и значении.
Затем я предлагаю определить как отличаются слова по звучанию – мама и мамин. Дети выделяют частичку –ин-. После этого они определяют как отличаются эти слова по значению. Теперь это слово значит принадлежность маме. Ребята определяют, за счет чего изменилось значение слова и сравнивая с такой же частичкой в других словах выясняют, что эта частичка придает значение принадлежности. Дети устанавливают связь между оттенком значения и элементами слов (морфемами).
Мама – название кого-то;
Мамин – признак предмета по его принадлежности кому-то.
В процессе сравнения я обращала внимание детей на семантику, значение морфемы, поэтому для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов использовала графические схемы слов. При этом вначале дети составляли графическую схему корневой морфемы, а затем к ней добавляли графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Схема слова выполнялась в виде полоски с неровным краем, суффикс в виде короткой полоски, край которой совпадал с неровным краем схемы слова. Дети соединяли схему слова со схемой суффикса, при этом проговаривали исходное слово и слово, которое получилось в результате слияния морфем. Также по принципу схематического присоединения частички (суффикса) к слову я организовывала игры – упражнения «Живые слова». Это помогло каждому ребенку наглядно наблюдать над грамматическими действиями с морфемами.
Ребята, допуская ошибки в образовании новых прилагательных искали правильное слово. Для этого в группе присутствует изображение сказочной героини Мальвины. Мальвина «останавливает» ребенка: «Стоп». Если правильное слово не получается, то обращаемся ко всем ребятам группы.
На примере образования относительных прилагательных образованных с помощью суффиксов –ов-, -ев- (дубовый, липовый, яблоневый) я проводила наблюдение над изменением звучания и значения слова. Так как в подготовительной группе в первой половине года умеют уже читать слоги из данных букв, то проводится еще и звуко-буквенный анализ частичек –ов- и –ев-. Дети рассуждали и объясняли как изменилось слово и зачем нужно добавлять эту частичку.
Я организовывала занимательные игры по ознакомлению с относительными прилагательными, где дети слышали, повторяли и подбирали сами слова – признаки предметов: варенье черничное, замок железный, сугроб снежный, кораблик бумажный, домик кирпичный. Затем они на слух определяли, как изменилось слово по звучанию. Замечали, что добавилась частичка (-н-). Дети сами делали вывод, как изменилось значение слова, когда добавилась частичка? Они научились замечать что теперь мы смогли сказать о предмете–какой он.
Для закрепления изученных способов образования прилагательных я проводила игры на распределение слов в зависимости от словообразующего суффикса. Суффиксы, например, написаны на цветках, дети выделяют на слух в названии своей картинки частичку – суффикс и группируют предметы. Обращается внимание еще раз на общее звучание частички : утиный цветок, лебединый, гусиный (-ин-, ежовый цветок, слоновый (-ов-) и т. д.
Работая над формированием словообразовательных навыков прилагательных у детей с общим недоразвитием речи я постоянно убеждалась в правильности выбранного направления. Так как образование прилагательных представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава прилагательных, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, потому что образование прилагательных происходит путем соединения, комбинирования морфем. Что в свою очередь является ведущим механизмом формирования грамматического строя речи, то есть овладения ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет ему трансформировать смысл в речевые действия.
Работа в данном направлении показывает хороший результат. За последние четыре года работы значительно улучшились показатели по развитию речи, стали выше. Прилагательные у детей с общим недоразвитием речи почти не появляются спонтанно, только специально подобранные упражнения и игры помогут научить употреблять их без ошибок. К концу обучения дети используют в речи достаточно слов признаков. А навыки словообразования они применяют в отношении разных частей речи. Наряду с прилагательными появились причастия (сверкающий, высказывания детей стали развернутыми и более точными в описании.
3. Заключение
Изучение специфических особенностей словообразования прилагательных и использования их в своей речи у детей, практические мероприятия проведенные в логопедической группе нашего детского сада, позволили обозначить дальнейшие перспективы работы по изучению теоретических и практических направлений процесса формирования навыков словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи в условиях непрерывного образования: определения готовности к овладению операциями морфемного анализа; возможностью пропедевтики дисграфии и дислексии у детей с недоразвитием речи, прогнозирования определенных типов трудностей в овладении письменной речью, преемственность дошкольного и начального школьного образования детей с недоразвитием речи; выявление новых подходов к подготовке детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе.
Литература
Е. В. Новикова Секреты предлогов и падежей
Т. С. Резниченко, Л. Д. Ларина Говори правильно
Л. П. Успенская, М. Б. Успенский Учитесь правильно говорить
А. Г. Арушанова. Формирование грамматического строя речи.
Р. И. Лалаева. Н. В. Серебрякова. Формирование лексики и грамматического строя.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия.
ВВ Коноваленко, СВ Коноваленко. Синонимы