Папки-передвижки

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Ирина Непокрытова
Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Публикация «Развитие графомоторных навыков у дошкольников» размещена в разделах

Графомоторные навыки – это способность и умение ребёнка целенаправленно задавать определенное положение и движение пишущей руки, что даёт ему возможность писать, рисовать, раскрашивать, штриховать и т. д.

В дошкольном возрасте важна работа по подготовке руки к письму, развитие умения ориентироваться на листе бумаги. Уже в этом возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, то есть развития графомоторных навыков.

В задачи графомоторики входит :

• зрительное восприятие заданного материала;

• сосредоточенность и внимание;

• правильное удерживание карандаша или ручки;

• ритмичность движений;

• точность в обведении линий;

• двигательные навыки.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения : написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т. д.

Графомоторные навыки включают в себя :

• Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).

• Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).

• Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).

Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания : застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т. д.

Уже в 1,6 года малышам можно давать в руки карандаш и предлагать попробовать его удержать. Ближе к двум годам ребенок может начинать рисовать свои первые линии, а к трем – более уверенно пользоваться пишущим предметом и даже рисовать круг. К 4-5 годам навыки письма становятся все более сформированными, ребенок способен нарисовать геометрические фигуры, пытается писать буквы. К моменту поступления в школу все дети, как правило, начинают уверенно пользоваться ручками и карандашами, аккуратно и точно чертить линии и фигуры и умеют писать печатными буквами.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

- штриховка в разных направлениях;

- раскрашивание;

- обведение рисунка по контуру;

- рисование по опорным точкам;

- дорисовывание изображений;

- рисование по клеточкам;

- графический диктант.

Упражнение «Штриховка»

Предложите детям выполнить разные виды штриховок, используя при этом карандаши разного цвета. Используя трафареты геометрических фигур, обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не выходя за границы контура. Линии штриховки могут быть разные: прямые, наклонные, волнистые и т. д.

Упражнение «Раскрашивание»

Раскрашивание различных предметов, сюжетов, персонажей.

Сначала берутся крупные изображения, далее предметы и детали рекомендуется подбирать меньших размеров. Также можно использовать раскраски по номерам, где цифра 1 –красный цвет, цифра 2 – жёлтый и т. д.

Упражнение «Обведение по точкам»

Предложите ребёнку обвести по точкам изображения, а затем раскрасить их.

Упражнение «Дорисовывание изображений»

Интересным и полезным упражнением является дорисовывание изображений, где половина предмета уже явно отображает полное изображение.

Упражнение «Обведение фигурки по контуру»

Предложите ребёнку обвести по контуру различные фигуры. Фигуры могут быть разных размеров, можно дать несколько фигур, из которых получится интересный сюжет. Получившийся рисунок раскрасить.

Работа по клеточкам и графические диктанты – это универсальный помощник в развитии внимания, памяти, усидчивости детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет в игровой форме закрепить умение правильно держать карандаш, тренирует руку дошкольника, корректирует устойчивость и точность движений. Позволяет научиться ориентироваться на листе, закрепляет понятие право/лево, верх/низ. Тренирует порядковый счет. И, наконец, игровые задания по клеточкам, графические диктанты – очень любимы детьми. Ведь всегда получаются интересные и неожиданные картинки.

Упражнение «Продолжи узор»

На листе бумаги в клетку нарисуйте узор, предложите ребёнку продолжить узор, повторяя элементы в строчку.

Упражнение «Графический диктант»

Нарисуйте изображение по клеточкам. Не показывайте его ребёнку. Диктуйте насколько клеточек и в каком направлении нужно провести линии. При правильном выполнении инструкции, у ребёнка получается изображение, что и у вас. Можно сначала дать потренироваться ребёнку. Дать картинку для образца. Попросить ребёнка нарисовать такое же изображение, соблюдая количество и направление линий по клеточкам.

Игра «Парашютисты»

На листе бумаги в верхней части нарисуйте несколько разноцветных точек - это парашютисты. А внизу листа нарисуйте небольшие круги разных цветов – место их приземления. Попросите ребёнка помочь парашютистам спуститься вниз. Цвета парашютов и цвета мест их приземления должны совпадать.

Игра «Лабиринты»

Предложите ребёнку пройти лабиринты, достигнув определённой цели. Например, найти мышатам сыр или добраться искателям до сокровищ.

Развитие графомоторных навыков играет огромное значение в формировании личности ребенка. В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию : мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т. д.

Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо осуществлять через игру. Задания нужно подбирать с учётом интересов детей, а также их индивидуальных особенностей.

Публикации по теме:

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Опубликовано: 26 мая 2024 в 16:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие графомоторных навыков у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Непокрытова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД