Елена Аникина
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Один из важнейших показателей готовности ребенка к школе - это уровень развития мелкой моторики. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с формированием навыка письма.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует точной, слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе, низкой успеваемости по всем предметам.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таким образом, решают сразу две задачи: во-первых, прямым образом влияют на общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического. А у детей с речевыми отклонениями проблема формирования графических навыков встает острее, так как у них отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь формируется под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальцев.
Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки. Графические навыки представляют собой технику деятельности и процесса письма. Они имеют общую природу с двигательными навыками. Правильно сформированные графические навыки позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Рука пишущего при быстром, связном и достаточно сформированном письме совершает легкие, ритмичные колебания при помощи вращательного движения предплечья внутрь, в сторону корпуса. Неправильно сформированные графические навыки создают комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. Дополнительные трудности формирования графических навыков возникают по причине того, что у ребенка 6-ти летнего возраста окостенение фаланг пясти и запястья рук еще не завершено, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма).
Самостоятельно, спонтанно в процессе развития графомоторные навыки не формируются, поэтому требуется коррекционное обучение, а это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми, оно выступает как условие преодоления или сглаживания трудностей, возникающих вследствие нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности дошкольника, имеющего, то, или иное отклонение в развитии.
Развитие в дошкольном возрасте является, как известно, продолжением развития, которое мы наблюдали в раннем возрасте. В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Первыми появляются хватательные движения, таким образом, у ребенка происходит развитие восприятия и зрительно – двигательной координации. Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируется движение пальцев. Всеми перечисленными движениями, при нормальном развитии, ребенок овладевает к концу первого - началу второго года жизни. Недостаточно развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка большие трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением действия, требующие точности, и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать.
Имея общие черты с двигательными навыками, графические навыки не является только двигательными. Своеобразие этих навыков в том, что с самого начала их формирования с определенным двигательным образом ассоциирует определенное смысловое значение буквы и совокупности букв, изображаемых рукой пишущего. Таким образом, процесс формирования графических навыков подчиняется, с одной стороны, закономерностям выработки двигательных, а с другой – речевых интеллектуальных действий. Для формирования навыка требуется, чтобы ребенок был подготовлен к обучению этому навыку, причем каждый навык требует подготовки своих специфических сфер. Функциональная база графомоторных навыков включает серийную организацию движений, зрительную память, зрительно-пространственную координацию.
При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.
Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться ластиком. Раскрашивают дети цветными карандашами, когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания.
В структуру графомоторных навыков входит :
1. Развитая мелкая мускулатура пальцев рук
- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений
2. Зрительный анализ и синтез
- упражнения на определение правой и левой частей тела
- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам
- задания с условиями по выбору нужных направлений
3. Рисование
- занятия по штриховке по контуру, обводка
- срисовывание геометрических фигур
- задания на зарисовку деталей, предметов
- дорисовывание незаконченных рисунков
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями)
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей
- задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти
4. Графическая символика
- задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)
Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.
Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях, затем учится ставить точки. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.
Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая сторона туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться и хорошо ориентироваться в понятиях верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время проведения физкультитнуток.
Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?».
Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.
Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).
Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Освоение штриховки имеет определенную последовательность:
- редкая штриховка карандашом одного цвета;
- штриховка двумя карандашами разного цвета;
- частая штриховка одним цветом;
- частая штриховка разными карандашами
Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).
Упражнения:
1. Захват граненого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки.
2. Перекладывание карандаша с одного листа на другой, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами.
3. Прокатывание карандаша между ладонями.
4. Прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами.
5. Расслабление кистей рук путем поглаживание листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз (можно использовать ткань, мех).
6. Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением.
7. Попеременное поглаживание одно кисти руки другой.
Также хорошо использовать массажный шарик Су – Джок.
После освоения основных графических приемов, знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям.
Таким образом, последовательная, поэтапная работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствует формированию графомоторных навыков у старших дошкольников, что в дальнейшем положительно скажется на школьном обучении.