Алла Петрухина
Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)
Одна из проблем, с которыми сталкивается современная педагогика — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Для современной общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный период развития.
Публикация «Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка 5-6 лет.
Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.
Дети в школе могут испытывать трудности с чтением и письменной речью. Дисграфия и дислексия – частые спутники ОНР.
Дошкольники с ОНР отличаются плохой устойчивостью внимания и снижением памяти: им тяжело учить стихи, подолгу сосредотачиваться на одной задаче, или, наоборот, вовремя переключаться с одного объекта на другой. Поэтому они быстро утомляются и допускают ошибки при выполнении задач. Нарушение мелкой моторики рук – еще одна характерная особенность дошкольников. Их координация пальцев нарушена.
При общем недоразвитии речи у детей отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности артикуляционных. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих детей выявляются нерезко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыков письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Рука ребёнка –дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдение за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других наоборот, повышенный, и в этом случаи рука ребёнка устаёт быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навыксоздает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Важнейшей функцией, от которой зависит процесс формирования графомоторных навыков, является зрительно – слухо - моторная координация.
Этапы формирования графомоторных навыков.
Формирование графомоторных навыков начинается в период дошкольного детства. Предусматривает прохождение следующих последовательных этапов.
Первый этап – развитие у ребенка дошкольного возраста мелкой и крупной моторики. На данном этапе необходимо выполнять ряд специальных упражнений, которые направлены на развитие моторики ребенка.
Рекомендовано выполнять следующие графомоторные упражнения :
-Пальчиковая гимнастика
-Массаж и самомассаж
-Лепка из пластилина, соленого теста, массы для лепки и т. п.
-Вырезание из бумаги фигур различной степени сложности
-Составление бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков и т. п. С-обирание мозайки и пазлов
-Конструирование (лего, кубики, модули и т. п.)
-Раскрашивание раскрасок
-Специальные игры:
палочки «Кюизенера», «Танграмм» с прищепками, крупами и т. п.
Второй этап – направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение. Этот этап предусматривает формирование у детей таких навыков как :
-Ориентировка в собственном теле и его положение в окружающем пространстве
-Ориентировка в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов
-Уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов, а также расположение на плоскости
На данном этапе целесообразно использовать следующие графомоторные упражнения :
-Конструирование,
-раскладывание и выкладывание сериационных рядов
-Разнообразные пальчиковые игры и упражнения
-Штриховка
-Выкладывание букв и цифр из различных предметов
-Различного рода работы с мелкими предметами
-Лепка, аппликация, рисование и т. д.
Третий этап – непосредственное развитие графомоторных навыков. Данный этап включает в себя: Развитие у детей зрительного гнозиса.
Используются упражнения:
-Контурное изображение предметов
-Перечеркивание контурных изображений, наложение контуров один на другой и т. п.
-Формирование и уточнение представление о форме, величине, цвете.
-Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти
-Формирование и развитие у детей зрительного синтеза и анализа.
-Формирование и развитие у детей зрительного узнавания и восприятия.
Четвертый этап – формирование и развитие изобразительно-графических способностей.
На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения :
-Знакомство с рабочими тетрадями, рабочей клеткой и строкой
-Обучение написанию и начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, а также их комбинация
-Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т. д.
-Рисование предметов различной сложности по клеткам, графические диктанты -Ознакомление с графическими символами
-Формирование графического образа букв и цифр (графемы)
-Дифференциация букв, которые имеют кинетическое сходство в написании
Во время работы на листе бумаги или тетрадях у детей осуществляется развитие и укрепление мелкой моторики рук, совершенствование зрительной и двигательной координации, улучшается координация на листе, а также осуществляется развитие внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, речи.