Приложение МААМ

Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Алла Петрухина
Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная педагогика — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Для современной общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный период развития.

Публикация «Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка 5-6 лет.

Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.

Дети в школе могут испытывать трудности с чтением и письменной речью. Дисграфия и дислексия – частые спутники ОНР.

Дошкольники с ОНР отличаются плохой устойчивостью внимания и снижением памяти: им тяжело учить стихи, подолгу сосредотачиваться на одной задаче, или, наоборот, вовремя переключаться с одного объекта на другой. Поэтому они быстро утомляются и допускают ошибки при выполнении задач. Нарушение мелкой моторики рук – еще одна характерная особенность дошкольников. Их координация пальцев нарушена.

При общем недоразвитии речи у детей отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности артикуляционных. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих детей выявляются нерезко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыков письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Рука ребёнка –дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдение за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других наоборот, повышенный, и в этом случаи рука ребёнка устаёт быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навыксоздает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Важнейшей функцией, от которой зависит процесс формирования графомоторных навыков, является зрительно – слухо - моторная координация.

Этапы формирования графомоторных навыков.

Формирование графомоторных навыков начинается в период дошкольного детства. Предусматривает прохождение следующих последовательных этапов.

Первый этап – развитие у ребенка дошкольного возраста мелкой и крупной моторики. На данном этапе необходимо выполнять ряд специальных упражнений, которые направлены на развитие моторики ребенка.

Рекомендовано выполнять следующие графомоторные упражнения :

-Пальчиковая гимнастика

-Массаж и самомассаж

-Лепка из пластилина, соленого теста, массы для лепки и т. п.

-Вырезание из бумаги фигур различной степени сложности

-Составление бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков и т. п. С-обирание мозайки и пазлов

-Конструирование (лего, кубики, модули и т. п.)

-Раскрашивание раскрасок

-Специальные игры:

палочки «Кюизенера», «Танграмм» с прищепками, крупами и т. п.

Второй этап – направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение. Этот этап предусматривает формирование у детей таких навыков как :

-Ориентировка в собственном теле и его положение в окружающем пространстве

-Ориентировка в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов

-Уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов, а также расположение на плоскости

На данном этапе целесообразно использовать следующие графомоторные упражнения :

-Конструирование,

-раскладывание и выкладывание сериационных рядов

-Разнообразные пальчиковые игры и упражнения

-Штриховка

-Выкладывание букв и цифр из различных предметов

-Различного рода работы с мелкими предметами

-Лепка, аппликация, рисование и т. д.

Третий этап – непосредственное развитие графомоторных навыков. Данный этап включает в себя: Развитие у детей зрительного гнозиса.

Используются упражнения:

-Контурное изображение предметов

-Перечеркивание контурных изображений, наложение контуров один на другой и т. п.

-Формирование и уточнение представление о форме, величине, цвете.

-Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти

-Формирование и развитие у детей зрительного синтеза и анализа.

-Формирование и развитие у детей зрительного узнавания и восприятия.

Четвертый этап – формирование и развитие изобразительно-графических способностей.

На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения :

-Знакомство с рабочими тетрадями, рабочей клеткой и строкой

-Обучение написанию и начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, а также их комбинация

-Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т. д.

-Рисование предметов различной сложности по клеткам, графические диктанты -Ознакомление с графическими символами

-Формирование графического образа букв и цифр (графемы)

-Дифференциация букв, которые имеют кинетическое сходство в написании

Во время работы на листе бумаги или тетрадях у детей осуществляется развитие и укрепление мелкой моторики рук, совершенствование зрительной и двигательной координации, улучшается координация на листе, а также осуществляется развитие внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, речи.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика»Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика» Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика" Направленность : для детей 5-6 лет;.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 21:19
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алла Петрухина (УИ 131649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД