Евстигнеева Яна Сергеевна
Развитие графических образов в рисунках детей через ознакомление с книжной графикой
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста имеет изобразительная деятельность. Ведь в процессе рисования развивается художественный вкус, творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство прекрасного. Но педагогический опыт последних лет показал, что существует проблема, на которую необходимо обратить особое внимание.
Публикация «Развитие графических образов в рисунках детей через ознакомление с книжной графикой» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Заключается она в том, что дошкольники испытывают сложности при изображении некоторых предметов, объектов и явлений, очень часто графические образы закрепляются в их памяти в виде однотипных и простых шаблонов. Если не следить за данным процессом, то дети так и не выйдут за эти рамки, и не научаться ничего рисовать, кроме усвоенных ими схем определенных предметов. Поэтому, перед нами была поставлена цель - развитие графических образов в рисунках детей посредством книжной графики.
Для этого обозначили ряд следующих задач :
- формировать умения передавать форму, строение, пропорции предмета;
- развивать чувство цвета, ритма, композиции;
- стимулировать самостоятельность и творческие способности при поиске и воплощении различных образов и предметов;
- побуждать к созданию уникальных работ с использованием широкого спектра художественных средств выразительности (линия, форма, цвет, композиция, строение и т. д.);
- формировать способность замечать, чувствовать и осознавать неповторимость и оригинальность графических образов.
Работа по ознакомлению с книжной графикой и развитию у детей графических образов начинали с чтения художественных произведений Рачёва, Васнецова, Чарушина, Пушкина, Сутеева, Радлова, и рассматривания иллюстраций к ним. Обращали внимание ребят на особенности создания рисованных персонажей, старались уловить стиль и манеру каждого художника, находили и запоминали главные средства выразительности. Рассказывали и показывали детям основные приемы изображения графических образов на бумаге – линии, точки, пятно, кляксы, штрихи, силуэт.
Для закрепления теоретических знаний организовали выставку книг русских народных сказок, разыгрывали мини-сценки из любимых произведений, составляли описательные рассказы по распечатанным изображениям, провели викторину «Узнай автора по сюжетной картинке».
Следующим, основным, этапом в развитии графических образов у дошкольников нашей группы, стали занятия продуктивной деятельностью – рисованием. Детям были предложены простые и цветные карандаши, акварельные краски, пастель, кисточки разных размеров и толщины, фломастеры, мелки, восковые карандаши.
Рисунки создавали, используя иллюстрации к произведениям «Заюшкина избушка», «В лесу», «Про Томку», «Кто как живёт» и репродукции картин известных русских художников («Алёнушка», «Три богатыря», «Иван царевич и серый волк», «Грачи прилетели», «Утро в сосновом бору» и др).
В процессе изобразительной деятельности на тему «Заюшкина избушка» заметили положительную динамику – дети стали точнее соотносить цвета создаваемого объекта с иллюстрацией, изображения приобрели более детальный характер, ребята смогли показать пушистую шерстку животных, на домиках появились красивые узоры и завитки, разнообразные линии, закрашивание отдельных элементов уже не выходит за рамки контура, видно, что рисунок выполнен аккуратно и с большим старанием.
А занятие по теме «Замок снежной королевы» показало, что ребята четко подметили закономерность между характером главного героя и цветом, его символизирующим (злая королева- холодное сердце, голубого или синего цвета, в изображениях замков появились различные украшения и ледяные узоры, рисунки стали более выразительными и красочными. Дети не только отражали персонажей и часть сюжета, но и домысливали его содержание – была дорисована прилегающая территория замка: цветы, деревья, птицы, звезды, луна, небо и др. Таким образом, ребята научились применять полученные знания, умения и навыки в изобразительной деятельности.
Развитие и совершенствование графических образов у дошкольников будет наиболее эффективным при активном участии родителей.
Поэтому дополнительно была проведена работа с семьями воспитанников в следующих формах и методах:
1. Индивидуальные консультации и беседы на темы: «Развитие изобразительных навыков у детей дошкольного возраста», «Роль книжной иллюстрации в формировании художественно-эстетического вкуса детей».
2. Анкетирование «Какие книги вы читаете дома?».
3. Изготовлены памятки и буклеты по обогащению детского рисунка. 4. Организованы выставки совместных творческих работ детей и родителей, выполненных с использованием различных техник рисования: «Наш домашний питомец», «Моя любимая сказка».
5. Подготовлены рекомендации по выбору произведений художественной литературы для домашнего чтения и обсуждения.
В результате, у родителей появился интерес к образовательной деятельности по обогащению рисунков детей с использованием книжной графики, они стали чаще участвовать в различных открытых занятиях, мастер-классах, выставках и конкурсах по данному направлению, научились понимать и осознавать важность творческой самореализации ребенка и раскрытия их внутреннего потенциала.
Таким образом, проведенная работа по развитию графических образов старших дошкольников через книжную графику показала следующие достижения: у детей повысился познавательный интерес, появилось желание отражать книжные иллюстрации в своих рисунках; изображения стали более живыми, разнообразными, красочными и выразительными; значительно обогатился их сюжет; ребята стали легко и с радостью включаться в творческую продуктивную деятельность. Все это в комплексе оказывает благоприятное влияние на развитие гармоничной и целостной личности, а также повышает эффективность образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.
Список информационных источников
Методическая литература:
Курочкина Н. А. «Знакомим детей с книжной графикой». Методическое пособие, М. : «Детство — пресс», 2016.
Электронные ресурсы:
1. Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию на основе книжной графики.
URL https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00237397_0.html (дата обращения : 27.04.2023).
2. Книжная иллюстрация как средство обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста.
URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2021/03/02/knizhnaya-illyustratsiya-kak-sredstvo-obogashcheniya-detskogo (дата обращения : 27.04.2023).