Евстигнеева Яна Сергеевна
Развитие графических образов в рисунках детей через ознакомление с книжной графикой
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста имеет изобразительная деятельность. Ведь в процессе рисования развивается художественный вкус, творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство прекрасного. Но педагогический опыт последних лет показал, что существует проблема, на которую необходимо обратить особое внимание.
Темочки:
Заключается она в том, что дошкольники испытывают сложности при изображении некоторых предметов, объектов и явлений, очень часто графические образы закрепляются в их памяти в виде однотипных и простых шаблонов. Если не следить за данным процессом, то дети так и не выйдут за эти рамки, и не научаться ничего рисовать, кроме усвоенных ими схем определенных предметов. Поэтому, перед нами была поставлена цель - развитие графических образов в рисунках детей посредством книжной графики.
Для этого обозначили ряд следующих задач :
- формировать умения передавать форму, строение, пропорции предмета;
- развивать чувство цвета, ритма, композиции;
- стимулировать самостоятельность и творческие способности при поиске и воплощении различных образов и предметов;
- побуждать к созданию уникальных работ с использованием широкого спектра художественных средств выразительности (линия, форма, цвет, композиция, строение и т. д.);
- формировать способность замечать, чувствовать и осознавать неповторимость и оригинальность графических образов.
Работа по ознакомлению с книжной графикой и развитию у детей графических образов начинали с чтения художественных произведений Рачёва, Васнецова, Чарушина, Пушкина, Сутеева, Радлова, и рассматривания иллюстраций к ним. Обращали внимание ребят на особенности создания рисованных персонажей, старались уловить стиль и манеру каждого художника, находили и запоминали главные средства выразительности. Рассказывали и показывали детям основные приемы изображения графических образов на бумаге – линии, точки, пятно, кляксы, штрихи, силуэт.
Для закрепления теоретических знаний организовали выставку книг русских народных сказок, разыгрывали мини-сценки из любимых произведений, составляли описательные рассказы по распечатанным изображениям, провели викторину «Узнай автора по сюжетной картинке».
Следующим, основным, этапом в развитии графических образов у дошкольников нашей группы, стали занятия продуктивной деятельностью – рисованием. Детям были предложены простые и цветные карандаши, акварельные краски, пастель, кисточки разных размеров и толщины, фломастеры, мелки, восковые карандаши.
Рисунки создавали, используя иллюстрации к произведениям «Заюшкина избушка», «В лесу», «Про Томку», «Кто как живёт» и репродукции картин известных русских художников («Алёнушка», «Три богатыря», «Иван царевич и серый волк», «Грачи прилетели», «Утро в сосновом бору» и др).
В процессе изобразительной деятельности на тему «Заюшкина избушка» заметили положительную динамику – дети стали точнее соотносить цвета создаваемого объекта с иллюстрацией, изображения приобрели более детальный характер, ребята смогли показать пушистую шерстку животных, на домиках появились красивые узоры и завитки, разнообразные линии, закрашивание отдельных элементов уже не выходит за рамки контура, видно, что рисунок выполнен аккуратно и с большим старанием.
А занятие по теме «Замок снежной королевы» показало, что ребята четко подметили закономерность между характером главного героя и цветом, его символизирующим (злая королева- холодное сердце, голубого или синего цвета, в изображениях замков появились различные украшения и ледяные узоры, рисунки стали более выразительными и красочными. Дети не только отражали персонажей и часть сюжета, но и домысливали его содержание – была дорисована прилегающая территория замка: цветы, деревья, птицы, звезды, луна, небо и др. Таким образом, ребята научились применять полученные знания, умения и навыки в изобразительной деятельности.
Развитие и совершенствование графических образов у дошкольников будет наиболее эффективным при активном участии родителей.
Поэтому дополнительно была проведена работа с семьями воспитанников в следующих формах и методах:
1. Индивидуальные консультации и беседы на темы: «Развитие изобразительных навыков у детей дошкольного возраста», «Роль книжной иллюстрации в формировании художественно-эстетического вкуса детей».
2. Анкетирование «Какие книги вы читаете дома?».
3. Изготовлены памятки и буклеты по обогащению детского рисунка. 4. Организованы выставки совместных творческих работ детей и родителей, выполненных с использованием различных техник рисования: «Наш домашний питомец», «Моя любимая сказка».
5. Подготовлены рекомендации по выбору произведений художественной литературы для домашнего чтения и обсуждения.
В результате, у родителей появился интерес к образовательной деятельности по обогащению рисунков детей с использованием книжной графики, они стали чаще участвовать в различных открытых занятиях, мастер-классах, выставках и конкурсах по данному направлению, научились понимать и осознавать важность творческой самореализации ребенка и раскрытия их внутреннего потенциала.
Таким образом, проведенная работа по развитию графических образов старших дошкольников через книжную графику показала следующие достижения: у детей повысился познавательный интерес, появилось желание отражать книжные иллюстрации в своих рисунках; изображения стали более живыми, разнообразными, красочными и выразительными; значительно обогатился их сюжет; ребята стали легко и с радостью включаться в творческую продуктивную деятельность. Все это в комплексе оказывает благоприятное влияние на развитие гармоничной и целостной личности, а также повышает эффективность образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.
Список информационных источников
Методическая литература:
Курочкина Н. А. «Знакомим детей с книжной графикой». Методическое пособие, М. : «Детство — пресс», 2016.
Электронные ресурсы:
1. Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию на основе книжной графики.
URL https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00237397_0.html (дата обращения : 27.04.2023).
2. Книжная иллюстрация как средство обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста.
URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2021/03/02/knizhnaya-illyustratsiya-kak-sredstvo-obogashcheniya-detskogo (дата обращения : 27.04.2023).