Елена Серкова
Развитие глагольного словаря в процессе онтогенеза
▼ Скачать + Заказать документы
В становлении речи выделяют несколько периодов и самый первый из них «доречевой» период включает в себя несколько стадий: крик, гуление, лепет. Длиться этот период до одного года.
Следующий этап в развитии речи детей О. В. Правдина называет «речевой период» [20;28].
Публикация «Развитие глагольного словаря в процессе онтогенеза» размещена в разделах
Жукова Н. С. составила схему системного развития нормальной детской речи [10;65]. В предлагаемых таблицей группировках представлена последовательность и соподчинённость овладения ребёнком различными элементами родного языка по периодам формирования у него грамматического строя речи в возрасте от 1 года 3 месяцев до 7 лет.
Этапы усвоения языка характеризуются тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все более и более дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.
В данной курсовой работе мы изучим только те части схемы, где представлено становление глагольного словаря детей.
I период «Предложения из аморфных слов корней» (от 1года 3месяцев до 1 года 10 месяцев).
Появившиеся названия действий в этот период используются в форме инфинитива или императива, побуждающего ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их. Инфинитивно-императивная форма глагола появляется на месте изъявительного наклонения. В этот период появляются неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «писи», «ниси», «ди», «дай».
II период «Период усвоения грамматической структуры предложения» (от 1 года 10 месяцев до 3лет).
Особенность этого периода - развитие словаря в количественном и в качественном отношении.
Столь стремительное накопление глагольной лексики вызвано коммуникативными потребностями ребенка, развитием его познавательных интересов, расширением сферы деятельности, в которую он вовлекается взрослыми.
В течение какого-то времени глагол не согласуется с тем словом, к которому он относится. Затем, в зависимости от синтаксической конструкции высказывания, ребенок начинает грамматически по-разному оформлять одно и то же слово, например: мама читай, но мама читает.
Появляются первые грамматические формы у 18 глаголов. Помимо употребления глагола в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа, инфинитива у глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет, например: мама идет, папа сидит. Начинают употреблять глагол 3-го лица ед. числа в настоящем и прошедшем времени (она идет, она шла). Появляются в речи детей первые возвратные глаголы. Часто опускаются приставки.
С 2 лет у ребенка происходит становление фразовой речи, глаголы при этом имеют особое значение.
Вместе с расширением объема предложения до 3 слов и с появлением в речи ребенка двух-трех форм одного и того же глагола (пить - пьет, спи – спит - спал) устанавливается согласование между субъектом и предикатом (согласование существительного в форме именительного падежа с глаголом -ит, -ет). То есть устанавливается подчинение глаголу. Овладение детьми такой синтаксической конструкцией, типа субъект действия плюс его действие, в которой действие выражено глаголом с элементами -ит, -ет, кладет начало самостоятельному построению грамматически правильных предложений, состоящих из изменяемых слов.
Дети начинают согласовывать глагол с существительным сначала в числе, несколько позже в лице, и только после трех лет в роде. Детьми усваивается сначала число глагола в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме глагола 2-го лица множественного числа). Дети начинают правильно различать и употреблять настоящее и прошедшее время глаголов. В прошедшем времени смешивается род. В период с 2,3 - 3 лет усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. Но на месте одних приставок дети иногда употребляют другие «искрасил» (выкрасил, «растемнело».
III период «Усвоение морфологической системы языка» (с 3 - 7лет). Период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи.
К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 - 1900 слов. Но в речи детей от 3-7 лет преобладают существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих словах. В возрасте от 6 -7 лет, можно выделить наиболее употребительные глаголы – «пойти», «говорить».
Начиная с 3 лет, в процессе речевого общения, дети, употребляют глаголы преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. После 5 лет дети самостоятельно образуют глаголы от других частей речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что в каждом возрастном периоде имеются определенные особенности возникновения и развития глагольного словаря, которые необходимо учитывать при планировании коррекционной работы. Эти особенности в усвоении глаголов у детей в норме помогут в дальнейшем правильно оценить языковое развитие детей. А так же при проведении коррекционной работы избежать преждевременной или запаздывающей подачи лексического материала на занятиях.