Антонина Мазурова
Развитие функциональной математической грамотности в условиях дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с окружающей средой, быстро приспосабливаться в ней. Основной задачей дошкольной образовательной организации является – формирование грамотной личности (воспитанника). Основы функциональной грамотности закладываются в дошкольном периоде.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предопределяет основную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок функциональной грамотности» через организацию определенных условий спектральных детских видов деятельности, прямо и косвенно развивающих социально-коммуникативные, языковые, речевые, математические и возможности, направленные на формирование основных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающей среды детей дошкольного возраста, через поддержку активной деятельности и самостоятельности детей, посредством предоставления им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.
Публикация «Развитие функциональной математической грамотности в условиях дошкольного образования» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
В целях обеспечения продуктивности, создания предпосылок функциональной грамотности дошкольников, воспитатели МБДОУ детский сад №33 «Золотая рыбка» МО «Майкопский район» применяют специальные активные, личностно-ориентированные, развивающие педагогические технологии, такие как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- инновационная технология - проектная деятельность, обеспечивающая благоприятные условия для создания организационных, умственных, социально-коммуникативных и оценочных знаний: подготовка различных методических наглядных материалов (лэпбуки, памятки, стендовые модели, организация и проведение выставок детских творческих работ, викторин, конкурсов, театральных постановок, мини - исследований, предусматривающих обязательное представление полученных результатов деятельности в различных формах;
- ИКТ, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных знаний и умений, как сравнение и обобщение, анализ и разбор результативной деятельности.
В современном мире, функциональная грамотность становиться одним из основных факторов, способствующих активному участию как взрослого человека, так и ребенка в социальной и культурной деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Особое значение придается формированию логической грамотности. Важной задачей занятий по формированию элементарных математических представлений, является развитие словесно - логического мышления. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать математическую функциональную грамотность дошкольника. Обучение математике должно происходить в игровой форме, атмосфере доброжелательности и поддержки ребёнка в поиске правильного решения поставленной задачи. Дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат, закрепляют полученные знания, учатся на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, совершенствуют навыки количественного счета.
Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, ребенка-дошкольника обычно учат читать и считать. К сожалению, бытует мнение, что этого достаточно для успешного обучения детей в школе. Исходя из этой логики, подготовка детей по математике часто сводится к простому переносу содержания курса 1 класса на дошкольную ступень.
Анализируя опыт работы воспитателей МБДОУ №33 МО «Майкопский район» можно сделать вывод, что задания по развитию функциональной грамотности, приведенные ниже, лучше развивают необходимые ЗУНы дошкольников.
В дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память, - можно, например, вспомнить, как легко они осваивают родной и иностранные языки, запоминают стихотворения. Не составляет для них труда запомнить и порядковый счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное.
Итак, дошкольная математическая подготовка, ориентирована на формирование счетных умений, развитие познавательных интересов воспитанников, а также развивает механическую память, которая и так достаточно хорошо развита у дошкольников. Между тем в школе ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал, он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Для формирования, вышеперечисленных ЗУНов воспитатели МБДОУ №33 МО «Майкопский район» активно применяют такие задания:
- дидактическая игра «Садовник» - направлена на развитие общих речевых навыков, координацию речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи;
- графические диктанты – формирование графических умений необходимых для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Данные диктанты полезны для диагностик уровня развития координации движения, внимания, памяти, усидчивости, воображения;
- дидактическая игра «Разложи кубики по коробкам» - целью данной игры является развитие мелкой моторики, зрительного восприятия цвета, формы, внимания, мышления, речевой активности, формирования положительной активности, формирование положительного настроя к игре.
В первые два-три месяца обучения в школе (а затем и в дальнейшем) более ярко проявляются не те дети, кто запомнил больше информации, а те, у которых сформированы желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое, умение общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр, задач и развлечений. Работая с детьми дошкольного возраста, необходимо обратить внимание на то, что воспитанники ДОУ часто отвлекаются, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Со своими воспитанниками мы часто применяем игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части.
Известно, что в любом возрасте у каждого ребенка существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л. С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе с взрослыми. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, мамой, бабушкой… Расширение «зоны ближайшего развития» ребенка (то есть его возможного «максимума», который он достигает в совместной работе с взрослым или другими детьми) помогает ему быстрее и эффективнее развиваться.
Поэтому работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития : наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются и такие задания, требующие от них догадки, смекалки, наблюдательности. Успешное самостоятельное (под руководством воспитателя) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития «минимум», но при этом не тормозится продвижение вперед более подготовленных детей.
Литература:
1. Вераксы Н. Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. – М. : Мозаика-Синтез, 2019. -352с.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М. : Эксмо-Пресс, 2004. -512с.
3. Петерсон Л. Г. Игралочка – ступенька к школе. Методические рекомендации. – М. : ЮВЕНТА, 2011. - 320с.
2. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, Два – ступенька. Методические рекомендации. - М. : ЮВЕНТА,2006. – 256с.