марина скарлыгина
Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель должен ты идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, использовать достижения педагогической науки и передовой практики, но и не должен забывать доброе старое».
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие учащихся в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Литературное чтение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учитель должен ты идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, использовать достижения педагогической науки и передовой практики, но и не должен забывать доброе старое».
Функциональная грамотность -это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Этапы работы с текстом в начальной школе
1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
На уроках литературного чтения дети самостоятельно могут находить ответы на заданные вопросы по прочитанному, тем самым развивая внимание, а если это письменная работа, то и письменную речь. Можно предложить детям по прочитанному составить синквейн (гроздь винограда, тем самым развивая словарный запас.
Первая строчка-одно имя существительное;
Вторая строчка-два имени прилагательных;
Третья строчка-три глагола;
Четвёртая строчка-фраза (предложение);
Пятая строчка-слово-синоним
Задание. Составьте синквейн со словом «Ванька».
Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения является одной из задач учителя при подготовке к урокам.