Получи документы

Развитие фразовой речи у детей с ТНР в процессе сюжетно-ролевой игры

Татьяна Заворотная
Развитие фразовой речи у детей с ТНР в процессе сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать

Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ТНР

Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.

Публикация «Развитие фразовой речи у детей с ТНР в процессе сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Дети с ТНР обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тому, что такие дети полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности.

Для дошкольников с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Адаптация таких детей к нормальной жизни, развитие и коррекция у них различных характеристик речи является первостепенной задачей коррекционной педагогики.

Сюжетно-ролевая игра является одним из инструментов коррекции таких нарушений и обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом.

Как показывает практика, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади). Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность.

В своей работе по развитию фразовой речи я использую свое пособие, с помощью которого дети играют в сюжетно ролевые игры по заданию педагога или придумывают их сами. Пособие состоит из нескольких частей, все части могут быть взаимосвязаны между собой, все зависит от настроения детей и их фантазии. Дети сами выбирают план своих действий, придумывают сюжет, педагог лишь изредка поправляет детей и следит за их речью. Представлю вашему вниманию несколько сюжетно- ролевых игр, которые мы провели с детьми.

1) «Забота о домашних животных»

Цель игры : закрепление знаний о домашних животных, о их жилищах (лошадям-конюшня, коровам-коровник, свиньям-свинарник и т. д.) Воспитание желания заботиться о домашних животных, трудолюбия, добрых чувств к животным. Обогащение, закрепление и активация словаря, развитие связной речи и мелкой моторики.

2) «Приготовим обед»

Цель игры : Знакомство детей с разными способами приготовления блюд (суп, борщ, салат, компот и т. д.) Учить детей проговаривать качество продукта и действия с ним (порезать, почистить, посолить, размешать и т. д.) Обогащение, закрепление, активация словаря, развитие связной речи и мелкой моторики.

3) «Фермерское хозяйство»

Цель игры : Расширять знания и представления детей о сельскохозяйственных профессиях, формировать понятие о значимости и важности сельского труда, развитие связной речи-рассуждения, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики.

4) «Ветеринарная клиника»

Цель игры : Обогащение и закрепление знаний о деятельности мед. персонала в процессе лечения животных, воспитывать заботливое отношение к животным, обогащение и расширение словарного запаса, связной речи и мелкой моторики

Сюжетно-ролевая игра — это не только обязательная принадлежность детства, но и средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности речевого развития, такого как связная речь.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» для детей старшего возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» для детей старшего возраста Цель: продолжать формировать у детей представление о профессии воспитатель. Роли: воспитатель, помощник воспитателя, родители.  Предварительная.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу» для детей старшей группыКонспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу» для детей старшей группы онспект сюжетно – ролевой игры «Пожар в лесу». Задачи: закрепить с детьми знания об особенностях профессии пожарного; правила пожарной.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос» для детей старшей группы Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос» для детей старшей группы Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 летКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет Сюжет №1 «Готовим обед» Задачи: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп. Учить проговаривать качества продукта и действия с.

Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» для детей старшего возрастаПроект сюжетно-ролевой игры «Банк» для детей старшего возраста Галия Бакланова Проект сюжетно-ролевой игры "Банк" Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» Актуальность Работать в банке я хочу, Эта работа.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детейРоль сюжетно-ролевой игры в жизни детей Попова Валентина. Игра- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра делает жизнь детей интереснее и учит их познавать окружающий.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Экскурсия в столицу России» для детей 5–6 лет Сюжетно – ролевая игра " Экскурсия в столицу России" Задачи: 1. Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и изменять.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фразовой речи у детей с ТНР в процессе сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 31 января 2023 в 10:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фразовой речи у детей с ТНР в процессе сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Заворотная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД