Сание Алиевна Аметова
Консультация для педагогов «Что такое СДВГ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов: СДВГ
Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка. Чаще всего заболевание проявляется в возрасте семи лет или с началом регулярного обучения (в школе или подготовительной группе). СДВГ характеризуется невнимательностью и высокой отвлекаемостью ребенка практически на любых занятиях, избыточной двигательной активностью, импульсивным поведением, проблемами в социальном общении.
СДВГ является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний у детей.
Различают формы с преобладанием гиперактивности, с
преобладанием невнимательности и импульсивности,
либо сочетанные.
СДВГ является врожденным состоянием.
Очень важно понимать, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать. Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами
обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами.
Причины СДВГ:
Конкретной причины, по которой у детей развивается синдром дефицита внимания, до сих пор не выявлено. Однако учёные заметили, что структуры некоторых частей мозга у детей с СДВГ работают не так, как должны. Например, лобная доля, префронтальная и задняя теменная кора, которые отвечают за исполнительские функции: контроль эмоций, поведения, социально неприемлемых реакций, а также активное внимание, планирование
деятельности, движений и речи.
Причины бывают:
Генетические - согласно имеющимся данным, СДВГ относится к наследуемым патологиям, результатом которых является мутация генов.
Биологические- основными факторами является возраст матери (до 18 и старше 35 лет, её вредные привычки, стресс, хронические заболевания. Так же осложненные роды, гипоксия плода, недоношенность.
Психосоциальные - большое значение имеет семейный микроклимат, социально-бытовые условия, детско-родительские отношения. Неблагоприятно на развитии ребенка сказываются скандалы в семье, алкоголизация родителей, гиперопека и педагогическая запущенность, физические методы наказания, распад семьи.
Токсические - некоторые авторы связывают СДВГ с чрезмерным содержанием в организме определенных веществ (салицилатов, ароматизаторов, свинца, дефицитом микроэлементов, витаминов, а также неправильное питание.
Типы СДВГ по ведущим признакам:
1.Гиперактивно-импульсивный тип - составляет около15% всех случаев. Как правило, диагностируется у детей дошкольного возраста или у учеников младших классов. Выражается в необычном бесстрашии ребёнка, которое может привести к травмам, иногда — в агрессивном поведении.
2.Тип СДВГ с преобладанием нарушений внимания - чаще диагностируется в подростковом возрасте и составляет до 30% от всех случаев. Ребёнку тяжело фокусироваться на задачах, доводить дело до конца, выполнять рутинные действия. Он быстро теряет концентрацию и отвлекается на посторонние, более интересные для него вещи (иногда это мысли или воспоминания).
3.Комбинированный тип - самый распространённый тип СДВГ, на него приходится около 50–75% случаев. В таком типе нарушения сочетаются признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Первые два проявления с возрастом становятся менее заметными, а неспособность концентрироваться на задачах чаще
всего остаётся неизменной.
Формы СДВГ по степени выраженности
Лёгкая — проявления гиперактивностии импульсивности близки к норме. Человек немного
более активный и (или) эмоциональный, чем другие,
иногда рассеянный;
Средняя — человек значительно активнее других людей, впечатлительнее и эмоциональнее. Часто теряет вещи, быстро переключает внимание, не может долго сидеть на месте;
Тяжёлая — импульсивность и (или) гиперактивность
очень заметны на фоне других людей и при личном общении. Наблюдаются частые перепады настроения, вспышки гнева, неприличное поведение.
Проявления СДВГ могут обостряться при стрессе,ярких эмоциях и недостатке физической активности.
Возможные симптомы СДВГ у детей
гиперактивность;
эмоциональная лабильность: неспособность контролировать яркие эмоции, нетерпеливость, частые изменения настроения;
отсутствие концентрации внимания и быстрая смена его фокуса;
повышенная агрессивность, раздражительность, плаксивость — особенно если что-то идёт не так, как того хотел ребёнок;
нелогичные действия (например, ребёнок может убежать, хотя его попросили сидеть на месте).
Подготовила воспитатель Аметова С. А.