Ольга Сивина
Использование альтернативной коммуникации в обучении детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникация — это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.
Коммуникация нужна, чтобы:
• кому-то что-то сообщить,
• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить,
• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).
Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
Для успешной коммуникации с неговорящим ребенком важно не только понять, какова его личная коммуникация, важно понять, зачем он прибегает к коммуникации. Если вы поймете цели коммуникации ребенка, то вы сможете помочь ребенку найти новые методы и причины для коммуникации.
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название - дополнительная, и альтернативная коммуникация она является дополнением или заменой устной речи.
Альтернативная коммуникация может:
• быть необходима постоянно;
• применяться ситуативно, как временная помощь;
• может рассматриваться как помощь в овладении устной речи.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:
• Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов).
• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).
• Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).
• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм, ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.
• Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).
• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).
• Приобретённые заболевания или травмы.
• Временные ограничения речевых возможностей.
Для оценки уровня коммуникации и выбора средства АК выполняются следующие действия:
• Проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома, на занятиях, на индивидуальных встречах.
• Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми и сверстниками.
• Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка.
• Обсуждается, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы.
• Проводится обучение ребёнка тем или иным коммуникативным действия.
• Рассматриваются варианты использования помощи ребёнку со стороны взрослого, необходимость использования различных приспособлений.
Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:
Принцип «от более реального к более абстрактному». При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта, потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.
Принцип постоянной поддержки мотивации. Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.
Принцип функционального использования в коммуникации. Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.
Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова). Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя, таким-образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
Существуют различные типы вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК):
Система жестов.
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом. Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.
Использование системы символов.
Системы графических символов в основном применяются в коммуникативных вспомогательных устройствах, от простых коммуникативных досок и книжек до устройств, использующих передовые компьютерные технологии.
Пособия, которые можно использовать:
• Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы. (Символы обозначающие действия).
• Коммуникативная доска — специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются графические символы.
• Тематические книги.
• Альбомы с картинками и фотографиями.
• Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.
• Да/нет- системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие).
Обучение глобальному чтению.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Глобальное чтение является одной из ведущих методик дополнительной коммуникации для стимуляции речевого развития у детей с синдромом Дауна, так как сильной стороной данных детей является зрительное и образное восприятие, слуховая память без выполнения анализа и синтеза написанного слова.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров.
Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребёнок понимает обращённую речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.
Система коммуникации при помощи карточек PECS.
PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. С помощью PECS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова. Общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Конечная цель занятий — ребёнок научится сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
Коммуникационные устройства с синтезаторами речи
Устройства с синтезаторами речи могут дать "голос" невербальным детям. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребенка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы.
Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку.