Анна Васильева
Формирование физических качеств детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
оспитатель I младшей группы Васильева А. В.
2014 -2015 учебный год.
Тема: Формирование физических качеств детей 2-3 лет.
Работаю воспитателем I младшей группы с 4 сентября 2014 года. С 1 октября 2014 по 10 марта 2015 года мною пройдены курсы переподготовки в Институте Развития Образования г. Санкт – Петербург. Получен диплом с присвоением квалификации – воспитатель детей дошкольного возраста. Всего пройдено 502 часа.
Публикация «Формирование физических качеств детей 2–3 лет» размещена в разделах
В начале учебного года мною был разработан долгосрочный проект «ПОБЕГАЙКИ – ПОПРЫГАЙКИ».
Задачи: - формирование интереса детей к занятиям физической культурой
- развитие
- формирование физических качеств (ловкость, координация движений)
Актуальность данного проекта в том, что он объединяет общие задачи физического воспитания – повышает качество знаний у детей, двигательных умений. Развивает у них инициативу к самостоятельной деятельности, решает проблему развития ребенка дошкольного возраста в социуме. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Для этого детям необходимо обеспечить потребность в движениях. Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2 – 3 летнего возраста (быстрая утомляемость, неуравновешенность и непоследовательность поведения, необходимо следить за правильным чередованием процесса возбуждения и торможения, не перегружать детей однообразными движениями, обеспечивая таким образом активный отдых после перегрузок и быстрое восстановление сил. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. На втором году жизни совершенствуется понимание взрослого, расширяется словарь активной речи. В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.
Обучение движениям- это воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры.
Мною была изучена методика проведения подвижных игр, физических упражнений с детьми раннего возраста, подобран перечень игровых заданий с рече – двигательной нагрузкой, физических упражнений и подвижных игр. С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями. При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых. Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2- 3 раза, отмечая положительный настрой детей.
Также мною была изучена методика проведения утренней гимнастики. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую и эмоциональную нагрузку. Используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной. Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы. Однако физические упражнения не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.
В ходе реализации проекта, была максимально использована предметно – развивающая среда группы (стульчики, столы, сухой бассейн, конструкторы ЛЕГО мелкие и крупные, мячи большие и маленькие, пластмассовые кубики, кегли, обручи, а также оборудование физкультурного зала (скамеечки, скакалки, ребристая доска, горка, гимнастические маты, арка, мешочки с песком, веревочка, доска наклонная).
В группе организован спортивный уголок, в который входят: обручи, цветные пластмассовые кубики, мячики большие и пластмассовые маленькие, разноцветные кегли скакалки, пуговичная дорожка, массажные следочки; для подвижных игр: цветные ленты, флажки, погремушки, колокольчик, руль, зонтик, шапочки животных.
В своей работе я использовала:
Подвижные игры : «Огуречик»
«Найди свой домик»
«Пузырь»
«Береги предмет»
«Автомобили»
«Винт»
«Шалтай – болтай»
«К куклам в гости»(игра с ходьбой)
«Догоните меня» (игра с ходьбой)
«Позвони в колокольчик» (игра с прыжками)
«Не наступи на линии» (игра с ползанием)
«Будь осторожен» (игра с ползанием)
«Лови мяч»
Зарядку в стихах:
«По дорожке мы шагаем»
«Мы топаем ногами»
«А теперь всем детям встать»
«Покажите мне ладошки»
«Эй, попрыгали на месте»
«Мы на карусели сели»
«Самолеты загудели»
«Тики- так, тики- так»
«Закружились, завертелись»
«Хлоп! Раз, еще раз»
«У нас славная осанка»
«Мельница, мельница мелет муку»
«Тихий-тихий дождик»
«Беленькое облако поднялось над крышей»
«Ручками похлопаем»
Каждая из подвижных игр, элементов гимнастики и упражнений очень полезны для формирования физических качеств и сенсомоторного развития детей раннего возраста, формирования интереса малышей к занятиям физической культурой.
Мною проводилась индивидуальная работа с ребенком, имеющим особые образовательные потребности (V группа здоровья) : акцентировалось внимание на подвижные игры и физические упражнения, сопровождающиеся ходьбой и прыжками («Позвони в колокольчик», «Догоните меня», «К куклам в гости», «Найди свой домик», «Шалтай- болтай», «Береги предмет», «Автомобили», «Винт». Ограничивались упражнения с пролазыванием в обруч, ползанием, перелазыванием через гимнастический мат, бросанием и ловлей предметов.
Разработаны памятки- рекомендации для родителей (Физические упражнения с ребенком», «Влияние физических упражнений на здоровье детей дошкольного возраста», «Гимнастика для вашего Попрыгайки», оформлен стенд с консультациями для родителей, подготовлена презентация проекта и фото-отчет положительного опыта физического воспитания детей в семье «Семья и здоровье детей».
С родителями воспитанников были проведены беседы и консультации, анкетирование с целью повышения интереса родителей к жизни ребенка в детском саду.
Прочитанная литература по проекту:
1. А. С. Галанова. Психическое и физическое развитие ребенка то года до трех лет.
2. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет.
3. Э. Я. Степаненкова. Теория и методика физического воспитания.
4. В. Т. Кудрявцев. Физическая культура и развитие здорового ребенка.
5. Г. П. Федорова. Игра- путь воспитания и развития малыша.
6. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
К концу проекта у детей I младшей группы сформирован интерес к занятиям физической культурой, начали формироваться физические качества (ловкость, реакция, координация движений). У родителей появился и закрепился интерес к жизни ребенка в детском саду и физическому воспитанию ребенка в семье.