Оксана Насонова
Развитие дыхания и голоса у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Публикация «Развитие дыхания и голоса у детей раннего возраста» размещена в разделах
В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов [ Логопедия: практическое пособие / авт. сост. В. И. Руденко - Ростов н/ Д: 2008.]
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса.
Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после вдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле.
Основные правила проведения работы по формированию речевого дыхания.
1. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком.
2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5 – 8 минут.
3. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
4. Не делать слишком большой вдох.
5. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
Специалисты рекомендуют следующие этапы по развитию речевого дыхания.
• Укрепление межреберных, брюшных мышц и диафрагмы для формирования ротового дыхания.
• Разделение носового и ротового выдоха у детей.
• Совершенствование речевого дыхания.
На этапе раннего возраста происходит лишь подготовка к основным этапам развития речевого дыхания Задачи подготовительного этапа:
• Тренировка навыка правильного носового дыхания
• Формирование углубленного вдоха
• Формирование длительного выдоха
Приемы работы по формированию речевого дыхания.
1. Различные дыхательные упражнения - сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи; дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;
2. Фонетическая зарядка для малышей.
Например
Воздух в носик набирайся,
“А” теплее выдувайся.
Мишеньку качай,
“А” ему напевай!
А – А – А – А.
Мишка песню напевает,
Мишка ротик открывает.
Шире ротик открывай
И Мишутке подпевай: Э – Э – Э – Э.
(Гласные звуки произносим мягко, спокойно на длительном фонационном выдохе)
Ротик к ушкам растяни,
Губку мягко прикуси,
Длинный ветерок пусти!
Ф-ф-ф на выдох говори.
Ручки вверх поднимай,
Тихо носиком вдыхай,
Ручки вниз опускай,
Ф – Ф – как ветер напевай.
Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел.
Ручку к шейке прижимай,
Голосочек подключай.
В – В – В – В.
В игре используется игрушки в зависимости от ситуации.
3. Фонетическая ритмика
Очень полезно петь гласные с длительным плавным движение рук:
- А (нюхаем большой букет цветов) широко разводим руки вперед- в стороны.
- У (что-то невкусно пахнет) плавное движение обеих рук вперед.
- О (удивились) плавное движение обеих рук в стороны- вверх.
- И (зайка пищит) плавное движение обеих рук вверх.
- Ы: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
- Э: плавное движение рук от плеч в стороны вниз.
Звук Н в слияниях
- НА-НА-НА- хлопки перед собой.
- НО-НО-НО- хлопки над головой.
- НУ-НУ-НУ- хлопки вытянутыми вперед руками.
Звук Нь
- НЁ-НЁ-НЁ- движение пальчиком (указательный из стороны в сторону).
- НЯ-НЯ-НЯ- пальчик кланяется.
- НЕ-НЕ-НЕ- движение пальчик о пальчик.
- НИ- пальчики «бодаются»- упираются один в другой.
Эти приемы хороши не только для формирования правильного артикуляционного уклада и развития звуко-произносительных навыков у детей, но и для просодической стороны речи детей. С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду.
4. Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Многие певцы считают, что умение петь – это умение правильно дышать, а точнее правильно выдыхать воздух. Эта задача труднее всего воспитывается у детей. Навык певческого дыхания выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной работе с ребёнком можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из трёх моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:
1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч.
2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха.
3. Спокойное постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении.
Аналогично с речевым дыханием.
Практикую пение по системе Новиковой Тамары Никифоровны
Когда ребенок поет:
• развиваются просодические компоненты речи (голос, дыхание, ритм, темп)
• формируется артикуляционный уклад гласных звуков
• происходит подготовка к формированию произношения согласных звуков (своеобразная артикуляционная гимнастика)