Екатерина Обмок
Развитие способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Материал для информационного стенда для родителей.
Существует распространённое, но имеющее под собой основание, высказывание: по-настоящему талантливый человек талантлив во всём. Такая формулировка наилучшим образом отражает ситуацию развития детей раннего возраста. Т. е. талант для малышей — это не просто способность делать что-то лучше ровесников в какой-то одной сфере (например, складывать пазлы или собирать конструктор, а опережение их по многим общим показателям, таким как уровень развития речи, координации движений, умения контролировать своё поведение, общаться.
Публикация «Развитие способностей детей раннего возраста» размещена в разделах
Часто родителям ещё до рождения малыша уже хочется спрогнозировать его профессиональное будущее, творческие достижения. В этом кроется опасность навязывания своих взглядов и желаний (зачастую нереализованных в собственной карьере) ребёнку, который сам, возможно, никогда бы и не обратил на данное направление внимания. Гораздо более эффективным в таком случае окажется предоставление ребёнку ВОЗМОЖНОСТИ приложить свои силы, интересы, стремления в как можно более разнообразных сферах творчества, труда. Для этого имеет смысл разнообразить окружающую ребёнка развивающую среду, в частности, дома. Пусть ребёнок будет иметь возможность заниматься как конструированием, так и музицированием, мальчик помимо бессчётного количества машинок будет иметь набор доктора, девочка сможет не только наряжать принцесс, но и уметь закрутить винт. Таким образом родители значительно расширят диапазон направлений, в которых могут совершенствоваться таланты их детей.
Ограничивать ли детей в их стремлении преобразить окружающий мир, проявить фантазию там, где взрослые не привыкли это видеть? Высыпать весь запас круп на пол и с упоением перемешивать их на полу, размотать рулон туалетной бумаги и преобразить с её помощью себя и окружающее, нарисовать на обоях абстрактные картины, поражающие своим размахом. Все родители так или иначе сталкиваются с проявлением ребёнком его познавательного интереса, активности и стремления преобразовать действительность. Означают ли такие проявления, что малыш уже сейчас готовится к карьере художника или доктора? Навряд ли. Он пробует, испытывает свои способности в таких сферах, узнаёт новые свойства предметов и веществ. Всё это, безусловно, даст ему возможность в дальнейшем найти себя в той сфере, которая ему ближе. Предоставьте ему возможность испробовать, понять, как же меняется мир, если он сам прилагает к этому усилия. Но нужно не забывать при этом, что жить и творить ему предстоит в обществе, а отсутствие рамок в поведении, в приложении собственных сил может быть воспринято неоднозначно. Значит, следуйте за интересами ребёнка и САМИ предоставляйте ему возможность, место и условия для самореализации: интересна крупа, бусины и проч. - насыпьте её в различные баночки, чашечки, дайте миску — пусть смешивает, разбирает, пересыпает. Рисует на обоях — прикрепите ватман, бумагу во весь рост малыша на стену. И т. д.
Прислушивайтесь к интересам своего ребёнка. Чем старше он становится, тем более выраженными, конкретными они становятся. При этом старайтесь и открывать новые сферы для исследований. Наш город, как никакой другой открывает для этого массу возможностей: освоив, дворовую площадку, устройте малышу путешествие к фонтанам или прогулку по рекам и каналам. Прочитав очередную книгу про животных, отправляйтесь в зоопарк или Зоологический музей. Эрмитаж и Русский музей для тех, кто постигает навыки изобразительного искусства. И не нужно думать, что малышу в 2-3 года это рано. Помните, что вы открываете перед ним разные двери, за каждой из них он способен увидеть что-то удивительное и привлекательное, что впоследствии может составлять в том числе и его профессиональный интерес.