Анастасия Смородская
Развитие двигательных способностей старших дошкольников посредством народных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие двигательных способностей – одна из актуальных проблем психолого-педагогической науки и практики, так как высокий уровень развития двигательных способностей является основой, на базе которой формируются различные виды двигательных действий, происходит успешное приспособление к трудовым действиям и бытовым операциям.
Публикация «Развитие двигательных способностей старших дошкольников посредством народных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В современных условиях значимость развития различных двигательных способностей постоянно возрастает, так как освоение личностью любыми двигательными действиями (трудовыми, спортивными, выразительными и т. д.) происходит эффективнее при наличии крепких, выносливых и быстрых мышц, гибкого тела, высокоразвитых способностей в управлении собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей является важным компонентом состояния здоровья. Воспитывая двигательные способности и физические качества, человек развивает физическую и умственную работоспособность, более полно реализует творческие силы в интересах общества.
Одним из важных направлений педагогической работы является определение и реализация инновационных педагогических средств, способствующих развитию двигательных способностей в старшем дошкольном возрасте.
Об этом свидетельствуют исследования В. К. Бальсевич, А. И. Быковой, Е. Н. Вавиловой, Ю. Ф. Змановского, А. В. Кенемана, М. Ю. Кистяковской, Е. Г. Леви-Гориневской, П. Ф. Лесгафта, В. И. Ляха, Т. И. Осокиной, М. А. Руновой, Э. Я. Степаненковой, Д. В. Хухлаевой, Ю. К. Чернышенко, Г. П. Юрко и др.
Большими возможностями в развитии двигательных способной детей старшего дошкольного возраста обладает народная педагогика и её многообразные средства.
Вопросы народной педагогики являются предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: Б. Апашев, В. А. Арутюнян, В. Д. Афанасьев, А. Ш. Гашимов, М. Б. Гуртуева, Ю. С. Кимов, М. О. Загазежев, А. Э. Измайлов, З. К. Меретукова, Ш. А. Мирзоев, Р. М. Пашева, В. Д. Семенов, Е. Е. Хатаев, Х. Х. Хадиков, Я. И. Ханбиков, А. Ф. Хинтибидзе, С. М. Шакарян, И. А. Шоров,З. Якубов и др.
Народные игры, как часть народной педагогики, обладают большим воспитательным потенциалом, так как издавна являлись средством самопознания, проявления лучших качеств игроков: доброты, благородства, взаимовыручки, самопожертвования ради других. Характерной особенностью русских народных игр являются движения (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др., благодаря чему можно развивать двигательные способности играющих.
Изучение народных игр и их практическое применение в воспитании получили обоснование в трудах А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Д. И. Писарева. Высокая оценка роли игры в воспитании была дана К. Д. Ушинским.
Народные игры собирались и описывались фольклористами и этнографами (И. Снегирев; И. Сахаров; А. Терещенко; В. И. Даль; Е. А. Покровский; В. П. Шейни др.).
Педагогическая обработка народных игр, отбор и пропаганда игровых форм как средства физического воспитания представлена трудами В. И. Даля, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, И. Я. Герда, В. Г. Марца и др.
Необходимость изучения национальных народных игр настоятельно подчеркивается современными учеными (А. К. Атаев, Х. Ф. Анаркулов, Л. В. Былеева, Э. Х. Голеев, А. Ш. Гашимов, В. М. Григорьев, В. И. Прокопенко, В. И. Элашвили, В. В. Ягодин и др.).
Народные игры, состязания, забавы являются не только увлекательной и полезной формой досуга, но и отличным способом физического воспитания детей, развития их двигательных способностей. Кроме того, использование народных средств физического воспитания способствует повышению общей работоспособности мышц и их силы, улучшению подвижности суставов и координации движений детей.
Двигательные способности также могут быть представлены следующими видами: специальными, специфическими и общими.
Специальная двигательная способность – это возможность человека, определяющая степень его готовности для успешного осуществления сходных по происхождению и смыслу двигательных действий.
Общие двигательные способности представлены потенциальными и реализованными возможностями человека, определяющими степень его готовности для успешного осуществления различных по происхождению и смыслу двигательных действий.
Специфические проявления физических способностей – это компоненты внутренней структуры двигательных способностей.
Старший дошкольный возраст – благоприятный периодом, способствующий развитию всех видов двигательных способностей (силовые, скоростно-силовые, скоростные, выносливость, гибкость, ловкость, двигательно-координационные способности, однако их развитие в этот период имеет специфические особенности.
В старшем дошкольном возрасте основные движения детей становятся более свободными, точными. У детей данного возраста развивается координированность, ловкость, быстрота; образуются простейшие навыки движений, умение применить их в своей деятельности. Интерес детей к физическим упражнениям усиливается, появляется желание выполнить их хорошо, красиво. Ходьба становится более автоматизированной, дети значительно свободнее владеют бегом, могут выполнять несложные задания во время бега. Улучшается качество выполнения прыжка. Метание вдаль и в цель становится более доступным движением.
Этот возраст характеризуется положительной динамикой в показателях, отражающих развитие силовых способностей и общей выносливости. Отличительная особенность в развитии двигательных способностей в старшем дошкольном возрасте представлена их тесной взаимосвязью с овладением детьми разнообразными видами двигательной активности.
Развитие двигательных способностей старших дошкольников происходит в разнообразных видах деятельности (игровая, трудовая, продуктивная, двигательная и т. п., в которых в качестве операций выступают движения ребенка. Но только в условиях двигательной деятельности, инициируемой взрослым, этот процесс носит целенаправленный характер.
Также анализ теоретических источников показал, что большим потенциалом в развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста обладают народные игры, которые способствуют развитию ловкости, гибкости, силы, моторики, функций зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения.
При этом для развития двигательных способностей старших дошкольников можно использовать словесные (рассказ об игре, её правилах; объяснение значения старинных слов; беседа, включающая элементы диалога; вопросы-ответы; заучивание текста народных игр и др.); наглядные (рассматривание иллюстраций к играм, предметов старинной утвари, мебели, костюмов; показ презентаций и пр.) и практические методы (проведение игр, праздников, развлечений; изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм; консультации для родителей; консультации для педагогов и т. д.).
Применять народные игры с целью развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста можно в следующих организационных формах: на занятиях по физическому развитию; в физкультурно-оздоровительных мероприятиях; при организации самостоятельной двигательной активности детей; во время активного отдыха и т. д.
При использовании народных игр с целью развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие педагогические условия: возрастные и индивидуальные особенности детей; относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость; кратко, чётко излагать правила игры, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях; использовать сюрпризные моменты, нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок-колокольчик и т. д.); применять яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей старшего дошкольного возраста зрительный рецептор развит ещё слабо, а внимание рассеяно; включать народные игры на развитие различных двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста (силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательные, двигательно-координационные и т. д.).