Ксения Дементьева
Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр
Двигательная активность оказывает положительное влияние на весь организм ребёнка. В числе средств повышения двигательной активности в процессе самостоятельной деятельности детей, Н. А. Евстратова, Воротилкина выделяют музыкально-ритмические движения и игры. Музыкально-ритмические движения вызывают интерес, заставляют переживать музыкальные образы, сопереживать музыке и выражать свои чувства в движениях, что ненавязчивым образом ведет к развитию физических качеств и повышению двигательной активности, а это, в свою очередь, обеспечивает нормальное развитие физических и психических функций и крепкое здоровье, что так необходимо современному ребенку.
Публикация «Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Значение музыкально-ритмических движений на разностороннее развитие дошкольника.
В последнее время большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика, которая основана на сочетании ритмичной эмоциональной музыки и упражнений.
Ритмическая гимнастика – один из видов физкультурно-музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер и образы передаются через движение. Разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения являются основой, а музыка используется как средство более глубокого их восприятия и понимания. Одним из важнейших значений ритмической гимнастики является обогащение занятий эстетическим содержанием, привлечение внимания детей к выразительным, точным, красивым движениям, которые эффективны в разностороннем воздействии на организм.
В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления, решаются задачи эстетического воспитания. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.
Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представление о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.
Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательные анализаторы.
Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует сознательно, выполняя поставленные перед ними задачи.
В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами эстетического воспитания решаются важнейшие задачи общего физического развития.
Следовательно, путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовать и влиять на их качества.
Занятия ритмикой имеют большое оздоровительное и гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движение, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергично, что усиливает их воздействие на организм, повышают работоспособность, а также обеспечивают оздоровление. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений, отмечают Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, О. П. Радынова, М. Л. Палавандашвили, Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.
сточниками движения для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег и другие, общеразвивающие упражнения и строевые упражнения. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижение разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий.
На основе источников движений принято выделять следующие виды музыкально-ритмических движений :
Игроритмика
Игрогимнастика
Танцевально-ритмическая гимнастика
Музыкально-подвижные игры
Игры-путешествия (или сюжетные занятия)
Креативная гимнастика
Танцы, пляски, хороводы.
Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, танцев, игр-путешествий, комплексов ритмической гимнастики. Конечно, некоторые упражнения требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений т. к. необходимо упражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.