Оксана Лазаренко
Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о том, как развивать духовно-нравственные качества личности ребёнка, становится всё более важным для нашего общества. В воспитании детей детских домов эта проблема ещё более актуальна.
Основы духовности и нравственности личности закладываются в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте у детей складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные суждения и оценки.
Публикация «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Духовность – это внутренняя опора человеческого бытия, благодаря которой личность обретает способность выходить за пределы ближайших потребностей бытия и строить жизнь в соответствии с представлениями о смысле человеческой жизни и высшими идеалами (Н. А. Коваль).
Нравственное развитие – это формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой ребёнок может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития ребёнка. Оно теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы личности. Нравственное развитие невозможно, если ребёнок не может понять эмоциональное состояние другого человека, не способен управлять своими эмоциями. Этот аспект включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств, формирование нравственного поведения.
Проблемы в развитии эмоциональной сферы у детей, живущих в закрытых детских учреждениях, негативно сказываются на формировании личности и возможности подготовки детей к дальнейшей жизни в социуме. Последствия социально-эмоциональных нарушений, усиленные биологическими и педагогическими факторами, а также спецификой жизни ребёнка ограниченном замкнутом коллективе, достаточно серьёзны. Прежде всего это искажения характера и форм общения со взрослыми и сверстниками, затрудняющие процесс социализации и становления личности, девиантное и деликвентное поведение.
Подавляющее большинство исследователей отмечают в качестве основных эмоциональных нарушений у детей, воспитывающихся в детском доме или интернате, высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению ко взрослому, аффективность поведенческих проявлений, неспособность конструктивного выхода из конфликта.
Эмоциональная сфера, как правило, слабо дифференцирована, а эмоции имеют примитивный и уплощённый характер.
Социально-эмоциональные нарушения проявляются в пассивном отношении к окружающему, в низкой эмоциональной вовлечённости в общение, в эмоциональной глухоте. Отсутствие эмпатических тенденций и неадекватность эмоционального реагирования порождают нарушения межличностных отношений, препятствуют формированию навыков речевой коммуникации.
Всё это настойчиво требует активного внедрения в практику педагогов детского дома психологических средств коррекции эмоциональной сферы как основы духовно-нравственного воспитания личности.
Духовно-нравственное развитие, как и любой другой аспект воспитания детей в детском доме, требует комплексного психолого-педагогического подхода. В этой связи возрастает важность формирования гуманных отношений между педагогами и детьми.
Духовно-нравственное развитие на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В процессе работы над проблемой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России. Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Принципы духовно-нравственного развития дошкольников :
Основной принцип духовно-нравственного развития - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»,
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
Принципы отбора содержания образования:
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Принципы организации непосредственно-образовательной деятельности
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
• чтения педагогом рассказов;
• экскурсий в музей, храм;
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий по городу, целевых прогулок;
• моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
• оформить коллекцию семян для занятия;
• сшить кукол к сказкам;
• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
• Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных праздников.
• Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
• Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району).
• Детская благотворительность.
• Тематические вечера духовно-нравственной направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и взрослых).
• Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
• Творческие вечера.
• Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (НОД, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Работа по духовно-нравственному развитию ставит своей целью достичь следующих результатов:
• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
• Субъективное психоэмоциональное благополучие.
• Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
• Деятельное отношение к труду.
• Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.