Светлана Васильева
Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Диалогическая речь – первичная по происхождению форма речи. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний, цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.
Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.
Публикация «Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Структура диалога включает в себя следующие инициативные и ответные высказывания (диалогические пары) :
• Вопрос – ответ
• Сообщение – выражение отношения к сообщению
• Побуждение – реакция на побуждение (выполнение или отказ).
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательной работы с детьми. Формирование диалогической речи включает в себя следующие этапы:
1. Ответы на вопросы – прямые, наводящие, уточняющие
2. Заучивание стереотипных ответов, вопросов.
3. Дидактические игры по типу «маленький учитель»
4. Использование стихов, потешек, сказок.
В задачи подготовительного этапа обучения входит:
- Развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей.
- Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.
- Формирование умений передавать в речи, изображенные на картинках простые действия.
- Усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических, необходимых для составления речевых высказываний.
- Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;
Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений.
Упражнения на составление предложений по картинкам могут проводиться с использованием разных методических приёмов.
При обучении детей с ОНР рекомендуется следующая методика (В. П. Глухов). Для упражнений используются картинки двух видов:
1) Картинки, на которых можно видеть субъект и выполняемое им действие;
2) Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия.
По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры.
По картинкам первого вида:
Субъект – действие: Мальчик бежит. Самолёт летит.
Субъект – действие – объект: Девочка читает книгу.
Субъект – действие – объект – орудие действия:
Мальчик забивает гвоздь молотком.
По картинкам второго вида:
Субъект – действие – место действия (орудие, средство действия) : Ребята играют в песочнице. Мальчики катаются с горки на лыжах.
При подборе картинок следует также учитывать упражнения на составление ряда последовательных предложений методом распространения начальной структуры - подлежащее + сказуемое. Например:
Девочка рисует – Девочка рисует домик – Девочка рисует домик красками.
Используется постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Последний применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем – при затруднениях в построении фразы. В случае необходимости подсказываются первое слово фразы или его начальный слог. Могут быть применены и такие приёмы, как совместное составление предложения 2-3 детьми (один составляет начало фразы, другие продолжают).
В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений более сложной структуры. Сюда относятся предложения с однородными сказуемыми (Дедушка сидит в кресле и читает газету – с употреблением вспомогательного вопроса: где сидит дедушка и что он делает); сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит орехи и т. п.).
К числу упражнений, проводимых с применением игровых приёмов, относится также игра-упражнение «Будь внимателен», когда дети по цепочке составляют ряд предложений, различающихся какой либо деталью; от детей требуется заметить это отличие и внести изменения в ответ, составленный предыдущим ребёнком. В процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление у детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развернутых фраз. Дети усваивают определённый тип фразы-ответа, включающего опорные содержательные элементы вопроса педагога. Вначале дети упражняются в составлении ответов – высказываний, начинающихся с повторения последнего слова из вопроса педагога. Например:
- Что делает мальчик? - Мальчик сажает дерево.
- Что рисует девочка? - Девочка рисует домик.
Указанный приём облегчает детям составление ответа в виде развернутого предложения и таким образом обеспечивает им возможность активного участия в диалоге, беседе по теме занятия.
Специальное внимание уделяется формированию и закреплению навыков составления вопросов, для чего используются ситуации, возникающие в ходе режимных моментов, на занятии по предметно-практической деятельности, обсуждении прослушанного текста и др. При обучении составлению вопросов могут применяться инструкции-задания типа: «Саша, спроси у Миши, где лежит/стоит. (название предмета?», Важным является усвоение детьми ключевых вопросительных слов как опорно-семантических единиц (где, куда, когда и др.).
Вопросительное слово – слово, обозначающее действие, связанное с предметом – слово, обозначающее тот или иной предмет (объект действия).
Указанная схема дополняется затем словами определениями, словами с обстоятельственным значением и др.
Закрепление и развитие навыков речевого общения предполагает формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге и др. В целях развития навыков ведения диалога логопед и воспитатель организуют беседы на близкие детям темы, а также специальные игры и игровые упражнения, например, сюжетно-ролевые и дидактические игры: «На приёме у врача», «Магазин игрушек», «Поезд». Можно до начала игры предложить детям выбрать ту или иную роль. При этом с помощью педагога определяется, как будет выглядеть каждый ребёнок, во что он будет одет, что будет говорить, какие действия выполнять и т. д. Рекомендуется включение в игровую ситуацию диалога с каким-либо сказочным персонажем. В ходе игры педагог даёт указания детям по ведению диалога («Сначала спроси у нашего гостя, как его зовут, затем назови свое имя»). В дальнейшем можно рекомендовать проведение игровых форм работы с усложнением речевых задач; при этом дети упражняются в составлении развернутых ответов на вопросы (например, в игре «Незнайка спрашивает», а также сами поочерёдно задают вопросы гостю-персонажу.
Подобные игры-беседы могут проводиться по темам: «Как мы играем», «На нашем участке», «Наш живой уголок», а также на основе впечатлений от прогулок, экскурсий в зоосад, посещения выставок.
На начальном периоде обучения диалогу большое место отводится общению взрослого с ребёнком (разговор, беседа). Необходимо проведение занятий по заучиванию стереотипных вопросов и ответов. Все дидактические игры проводятся сначала при непосредственном участии взрослого, а затем самими детьми.
Список использованной литературы.
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения : Методическое пособие для воспитателей. – М. :Мозаика-Синтез,2005.
2. Бизикова О. Игра как фактор развития диалога / Дошкольное воспитание. – 2007г.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. -1990г.