Папки-передвижки

Отчет о работе по самообразованию «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в игре»

Наталья Лазарева
Отчет о работе по самообразованию «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в игре»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы – Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Публикация «Отчет о работе по самообразованию „Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в игре“» размещена в разделах

Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются :

Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.

Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге :

– соблюдать очередность в разговоре;

– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

– не говорить с полным ртом;

– говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Поэтому необходимо:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявлены требования к содержанию образовательных областей, так как содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Результаты практической деятельности по реализации технологии О. В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» подтверждают необходимость ее реализации педагогами дошкольных образовательных учреждений в речевом развитии дошкольников, так как все занятия в данной технологии выстроены в игровой форме, а игра, как известно, является основным видом деятельности дошкольников. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка.

Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Целенаправленное использование игровых приемов помогло повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

Исходя из эффективности в реализации технологии О. В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», я рекомендую педагогам дошкольных образовательных учреждений использовать в практической деятельности указанную технологию.

Цель - Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.

Задачи - Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения; — учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т. п. ; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр. ;

— формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

развивать умения следовать правилам ведения диалога.

Форма самообразования – индивидуальная, групповая.

Содержание работы по развитию диалогической речи детей :

Вопрос- ответ:

Умение задавать вопросы различного содержания (познавательные и социально-личностные); вида (простые, двучастные, альтернативные); пользоваться вопросительными словами и местоимениями.

Умения отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно в соответствии с темой и ситуацией общения.

Задавать вопросы адресно, не отвечать вопросом на вопрос, проявлять тактичность, не оставлять вопрос без внимания, в общей беседе говорить по очереди.

Побуждение – реакция на побуждение:

Умение вежливо выражать в общении со сверстниками и взрослыми: побуждение к какому-либо действию, просьбы, совета, предложения, приглашения.

Умения в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.

Пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение.

Сообщение- реакция на сообщение:

Умения сообщать собеседникам о своем мнении, точке зрения, о новых фактах, впечатлениях, событиях, об изменившихся представлениях, о выполнении обещания, о сделанном, о желаниях, намерениях, о своих чувствах и переживаниях.

Умения толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо согласие (несогласие, удивление, возражение, добавление, разъяснение и др.

Список литературы:

Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. №5. – с. 51-61.

Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. №10. – с. 82-90.

Бизикова О. Развитие речи дошкольников в игре. М: издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136с.

Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. №12. – с. 91-93.

Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. М. : Академия, 1999. – с. 204-208.

Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов – н/ Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :

изучение литературы по теме

посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций;

самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

Практический выход: доклад на педсовете.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей посредством художественного слова» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 г. Облучье Отчет по самообразованию. Тема «Развитие речи детей.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.

Отчет по самообразованию тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста» В 2015-2016учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников» Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников» Анна Александрова Отчет.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. В 2015-2016 учебном году я выбрала тему для своего самообразования.

План работы по самообразованию «Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи» на 2 годаПлан работы по самообразованию «Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи» на 2 года План работы на 2015-2017 г. 2015-2016 год Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр,.

План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Актуальность темы: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализации Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализации. 1 слайд. Темой моего самообразования является «Развитие.

Отчет по самообразованию «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений» Проект «Развитие памяти у детей дошкольного возраста через игры и упражнения» Автор проекта: Ворожцова Екатерина Викторовна, воспитатель.

Творческий отчет о проделанной работе по самообразованию «Знакомство детей дошкольного возраста с народным творчеством» Слайд №1: В этом учебном году основным направлением в работе музея «Русская изба» было внедрение мероприятий по активизации речевого развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о работе по самообразованию «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в игре»
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 19:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет о работе по самообразованию «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в игре»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лазарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД