Екатерина Павловна Варяница
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях овладения финансовой грамотностью дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! А вы знаете, что экономика – наука, Занимательная штука, Деньги пусть у вас не тают! А оклад всё повышают!
Если спросить у детей дошкольного возраста, где их родители берут деньги, как они их зарабатывают, многие не смогут ответить. Некоторые скажут, что деньги родители снимают в банкомате, а на работу ходят просто работать. Существует ошибочное мнение, что деньги родителям даются легко, стоит только вставить карту в банкомат, и нужная сумма будет в кошельке.
Всё это говорит о том, что дети не до конца осознают, что такое деньги и как не просто их зарабатывать.
2 слайд
Публикация «Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях овладения финансовой грамотностью дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Цель Не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения. А так же содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов
3 слайд
Задачи
Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
4 слайд
Инициатива – это один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.
5 слайд
Самостоятельность – это независимость, способность и стремление совершать действия или поступки без помощи других; это охотное принятие ребенком предложения что – либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы.
6 слайд
С 5 лет начинается просвещение детей в финансовую структуру.
5-6 лет формируем понимание у детей таких понятий.
Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга –
Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата –
Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство –
Сбережения, копилка, кошелек –
Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево –
Долг, должник, займ –
7 слайд
6-7 лет
План, экономия –
Потребность, капризы, желание, возможность –
Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки –
Богатство, бедность, жадность, щедрость –
8 слайд
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности :
9 Слайд
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности.
Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли из одноименного мультфильма.
Даем разумную свободу
Психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» - то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребёнку, и где он пытается проявить себя. Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра. Если ребёнок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту. Как известно, абсолютная свобода - это вседозволенность. Поэтому проявления самостоятельности не должны выходить за рамки принятых норм
10 слайд
2. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий.
Ставим цели и задачи
Во-первых, ребенку важно знать, ЗАЧЕМ, то есть с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу.
Во-вторых, малышу необходимо чё тко представлять себе алгоритм действий: КАК и ЧТО ИМЕННО нужно делать.
В-третьих, ребёнку следует объяснить, ПОЧЕМУ он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым.
11 слайд
3. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно:
Например, «когда получил сдачу на кассе от продавца, положи сразу же денежку в кошелек», а не «надо убирать деньги в кошелек». Чётко и более подробно описать его действия в какой-либо ситуации.
12 Слайд
Непосредственно для развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста существуют множества инструментов (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения, и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольнико
Игры.
Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Груша-яблоко», «Занять и одолжить», «Размен», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Кто кем работает?», «Игра «Кто как работает?», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Кому что нужно для работы».
13 слайд
1. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали»
14 слайд
2. Беседы -обсуждения. чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей.
15 слайд
3. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника : «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».
16 слайд
4. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации.
17 слайд
5. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности. Дети самостоятельно делаю денежную валюту, кассы, копилки и тд.
18 слайд
6. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда»
19 слайд
7. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника
Последний штрих в портрете самостоятельности - настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Особенно ценно, если ребёнок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.