Пивнева Ольга
Развитие детского творчества способом использования нетрадиционных видов рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Употребляя словосочетание «способные дети», мы тем самым подчёркиваем, что существует некая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что такой подход справедлив и оправдан. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то даёт «без меры», не скупясь, а кого-то «обходит стороной».
Публикация «Развитие детского творчества способом использования нетрадиционных видов рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Человек способен мыслить и действовать творчески, и, вне всякого сомнения, это чудеснейший из даров природы. Заметим, что «даром» этим отмечен не каждый. Но также очевидна мысль о том, что своими дарами природа кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Способным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Творческий рисунок – это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника. Если раньше изобразительную деятельность педагоги направляли не приобретение технических навыков и умений, то на современном этапе главной для ребёнка должна быть радость, удовольствие от самого процесса образотворческой деятельности.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способах действий с ними.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Используя нетрадиционные формы рисования можно использовать различные материалы. Ресурсы могут быть готовыми и производными, дорогими и бесплатными. Готовыми и бесплатными всегда являются природные объекты. Рисовать можно песком и тополиным пухом, крупой и зубной пастой. Рисовать можно везде, на чём угодно, где остаётся след.
Когда дети начинают рисовать красками, у них всегда получаются кляксы. Многие дети расстраиваются и огорчаются, глядя на испорченный рисунок. Не беда: существует прекрасный выход из положения – кляксография. Если не получилась клякса, на одной стороне листа можно добавить ещё несколько капель других оттенков, затем сложить лист, плотно прикрыть, а раскрыв увидеть необычные деревья, фигуры зверей, причудливые узоры. А чтобы было понятнее, что мы увидели на листе, карандашами и фломастерами дорисовываем «кляксы» и даем картинке красивое название.
Можно предложить детям нарисовать настроение, используя мокрый лист. А можно использовать свечу, нарисовав с помощью её рисунок, а потом покрыть рисунок краской.
Интересным для детей является рисование в технике «Гратаж», когда на лист картона наносится слой парафина, затем покрывается тушью, в которую добавлено мыло. А когда лист высохнет, заострённой палочкой дети процарапывают рисунок.
Нетрадиционный подход к рисованию стирает стереотипы и штампы. Для развития творчества и изобретательности используются различные бросовые материалы - пуговицы, нитки, губка, ткань и даже сломанные игрушки. По мнению взрослого – это «ненужные вещи и предметы», а для ребёнка – ценный и значительный материал для работы. Любой предмет, который попадает ребёнку в руки оживает, преображается и несёт смысловую нагрузку.
Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони. Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками. В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка. Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например: ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения).
Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы, живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.
Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.
Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.
Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.
Таким образом, дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Литература:
1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
4. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.