наталья михайловна
Развитие детей старшего дошкольного возраста в логико-математической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №12 «Березка»
«Развитие детей старшего дошкольного возраста в логико - математической деятельности».
Выполнила: Черемисина Н. М.
воспитатель МАДОУ д/с №12
г. Домодедово
2016г.
Публикация «Развитие детей старшего дошкольного возраста в логико-математической деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное детство - не только уникальный возрастной период, это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, действиями. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий окружающий мир. Мы, как воспитатели, так и родители, должны удовлетворять детскую потребность в активной деятельности, давать пищу для развития ума ребенка, помогать ему сохранять и развивать стремление к познанию. Все мы знаем, что игровая деятельность - ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
Как писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности».
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными.
Знания, данные в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо
использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.
Сегодня воспитание, обучение и развитие дошкольников невозможно без логико- математической деятельности. В своей работе я часто использую логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе таких игр дети овладевают различными мыслительными операциями (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение)
Игры на развитие умения анализировать учат разложению целого на части и учат находить наиболее существенные признаки.
Игры на развитие умения синтезировать учат мысленно объединять части в единое целое.
Игры на развитие умения сравнивать учат устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями.
Игры на развитие умения абстрагировать учат вычленять какие-либо свойства объекта, отвлекаясь от остальных.
Игры на развитие умения обобщать учат мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам.
Игры на развитие умения классифицировать учат объединять предметы или явления на основе общих признаков в класс или группу.
Сейчас существует множество логико-математических игр различных авторов:
• Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А. З. Зак).
• Обучающие игры с элементами информатики и моделирования.
• (А. А. Столяр).
• Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко).
• Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б. П. Никитин, З. А. Михайлова, В. Г. Гоголева).
• Игры с блоками Дьенеша.
• Игры с цветными палочками Кюизенера.
Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:
• Активизация умственной деятельности детей.
• Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
• Формирование основ творческого мышления.
• Развитие эмоционально-волевой сферы.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Повышение интереса детей к математике.
• Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
• Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
• Воспитание нравственно-волевых качеств личности.
В своей работе в утреннее и вечернее время я провожу игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные («Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. Я считаю, что эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям.
Таким образом, математические представления детей совершенствуются.
Для того, чтобы дети проявляли самостоятельность при выборе игрового материала в детском саду нужно создавать необходимые условия.
В нашей группе есть уголок занимательной математики – это специально отведенное место, оснащенное математическими играми, пособиями.
Тем самым нашим детям предоставляется возможность выбора интересующей их игры, пособия математического содержания, возможность играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Не стоит забывать и о наиболее доступных и интересных в дошкольном возрасте загадках, задачах – шутках. В них анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, замечаются простейшие математические отношения. Всем нам известные загадки: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).
Четыре братца под одной крышей живут (стол).
Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные вымышленными, несущественными данными. Я использую их в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями.
«Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.
Логико- математическая деятельность - это не только умение дошкольника считать. Это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.
Логико- математическая деятельность ежедневно присутствует в жизни дошкольника.
Опыт движений и передвижения ребенка в пространстве позволяет ему ориентироваться в «пространстве-карты», «пространстве-книги», «пространстве-листа рабочей тетради».
Пространство, цвет, линия, величина — математические категории, без которых невозможна изобразительная деятельность, в продуктивной деятельности они усваиваются ребенком незаметно для него самого, без специального педагогического сопровождения и воспринимаются как важные и необходимые для получения результата.
В процессе организации поисково-исследовательской деятельности педагог знакомит детей с понятиями величины и множества, пространства и времени, многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.
В трудовой деятельности, при организации совместных трудовых действий, дежурств, поручений, заданий необходимо обращать внимание на освоение детьми временных и количественных характеристик и зависимостей, логических связей, отношений и зависимостей; различных средств и способов познания.
В музыкально-художественной деятельности логико-математическое развитие детей осуществляется за счет использования «временных интервалов, освоения таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т. п. ; использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т. п.»
Логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение (восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена, «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского и др., а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка», словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.)
При таком подходе к логико-математической деятельности дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности, что создает условия для их социализации, формирования интегративных качеств личности, развития предпосылок универсальных учебных действий.
С уверенностью можно сказать, что тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников : дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность.
Список используемой литературы:
1. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
2. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж. «Учитель», 2006.
4. Столяр А. А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - М. : «Просвещение», 1991.
5. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль «Академия развития», 1996.
6. Интернет ресурсы:
https://text.ru/rd/aHR0cDovL2RvaGNvbG9ub2MucnUvY29ucy81Njg0LXVjaGl0c3lhLW1vemhuby10b2xrby12ZXNlbG8uaHRtbA%3D%3D
https://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL21hdGVtYXRpa2EvMjAxNC8wMi8xNy9wZWRhZ29naWNoZXNraXktb3B5dHJhenZpdGllLW15c2xpdGVsbnlraC1zcG9zb2Jub3N0ZXktdS1kZXRleQ%3D%3D
https://text.ru/rd/aHR0cDovL2VsLW1pa2hlZXZhLnJ1L2thdGFsb2cvbm92eWllLXBvZGhvZHlpLWstb3JnYW5pemF0c2lpLWxvZ2lrby1tYXRlbWF0aWNoZXNrb2dvLXJhenZpdGl5YS1kZXRleS1kb3Noa29sbm9nby12b3pyYXN0YQ%3D%3D
https://text.ru/rd/aHR0cDovL3d3dy5tb2ktZGV0c2FkLnJ1L2tvbnN1bHRhYy9rb25zdWx0YWMxMDgzLmh0bWw%3D