Получи документы

Развитие детей старшего дошкольного возраста в логико-математической деятельности

наталья михайловна
Развитие детей старшего дошкольного возраста в логико-математической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №12 «Березка»

«Развитие детей старшего дошкольного возраста в логико - математической деятельности».

Выполнила: Черемисина Н. М.

воспитатель МАДОУ д/с №12

г. Домодедово

2016г.

Публикация «Развитие детей старшего дошкольного возраста в логико-математической деятельности» размещена в разделах

Дошкольное детство - не только уникальный возрастной период, это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, действиями. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий окружающий мир. Мы, как воспитатели, так и родители, должны удовлетворять детскую потребность в активной деятельности, давать пищу для развития ума ребенка, помогать ему сохранять и развивать стремление к познанию. Все мы знаем, что игровая деятельность - ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

Как писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности».

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными.

Знания, данные в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо

использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.

Сегодня воспитание, обучение и развитие дошкольников невозможно без логико- математической деятельности. В своей работе я часто использую логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе таких игр дети овладевают различными мыслительными операциями (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение)

Игры на развитие умения анализировать учат разложению целого на части и учат находить наиболее существенные признаки.

Игры на развитие умения синтезировать учат мысленно объединять части в единое целое.

Игры на развитие умения сравнивать учат устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями.

Игры на развитие умения абстрагировать учат вычленять какие-либо свойства объекта, отвлекаясь от остальных.

Игры на развитие умения обобщать учат мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам.

Игры на развитие умения классифицировать учат объединять предметы или явления на основе общих признаков в класс или группу.

Сейчас существует множество логико-математических игр различных авторов:

• Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А. З. Зак).

• Обучающие игры с элементами информатики и моделирования.

(А. А. Столяр).

• Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко).

• Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б. П. Никитин, З. А. Михайлова, В. Г. Гоголева).

• Игры с блоками Дьенеша.

• Игры с цветными палочками Кюизенера.

Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:

• Активизация умственной деятельности детей.

Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.

• Формирование основ творческого мышления.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Развитие коммуникативных навыков.

• Повышение интереса детей к математике.

Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.

• Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.

• Воспитание нравственно-волевых качеств личности.

В своей работе в утреннее и вечернее время я провожу игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные («Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. Я считаю, что эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям.

Таким образом, математические представления детей совершенствуются.

Для того, чтобы дети проявляли самостоятельность при выборе игрового материала в детском саду нужно создавать необходимые условия.

В нашей группе есть уголок занимательной математики – это специально отведенное место, оснащенное математическими играми, пособиями.

Тем самым нашим детям предоставляется возможность выбора интересующей их игры, пособия математического содержания, возможность играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Не стоит забывать и о наиболее доступных и интересных в дошкольном возрасте загадках, задачах – шутках. В них анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, замечаются простейшие математические отношения. Всем нам известные загадки: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).

Четыре братца под одной крышей живут (стол).

Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные вымышленными, несущественными данными. Я использую их в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями.

«Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.

Логико- математическая деятельность - это не только умение дошкольника считать. Это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Логико- математическая деятельность ежедневно присутствует в жизни дошкольника.

Опыт движений и передвижения ребенка в пространстве позволяет ему ориентироваться в «пространстве-карты», «пространстве-книги», «пространстве-листа рабочей тетради».

Пространство, цвет, линия, величина — математические категории, без которых невозможна изобразительная деятельность, в продуктивной деятельности они усваиваются ребенком незаметно для него самого, без специального педагогического сопровождения и воспринимаются как важные и необходимые для получения результата.

В процессе организации поисково-исследовательской деятельности педагог знакомит детей с понятиями величины и множества, пространства и времени, многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.

В трудовой деятельности, при организации совместных трудовых действий, дежурств, поручений, заданий необходимо обращать внимание на освоение детьми временных и количественных характеристик и зависимостей, логических связей, отношений и зависимостей; различных средств и способов познания.

В музыкально-художественной деятельности логико-математическое развитие детей осуществляется за счет использования «временных интервалов, освоения таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т. п. ; использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т. п.»

Логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение (восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена, «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского и др., а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка», словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.)

При таком подходе к логико-математической деятельности дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности, что создает условия для их социализации, формирования интегративных качеств личности, развития предпосылок универсальных учебных действий.

С уверенностью можно сказать, что тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников : дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность.

Список используемой литературы:

1. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

3. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж. «Учитель», 2006.

4. Столяр А. А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - М. : «Просвещение», 1991.

5. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль «Академия развития», 1996.

6. Интернет ресурсы:

https://text.ru/rd/aHR0cDovL2RvaGNvbG9ub2MucnUvY29ucy81Njg0LXVjaGl0c3lhLW1vemhuby10b2xrby12ZXNlbG8uaHRtbA%3D%3D

https://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL21hdGVtYXRpa2EvMjAxNC8wMi8xNy9wZWRhZ29naWNoZXNraXktb3B5dHJhenZpdGllLW15c2xpdGVsbnlraC1zcG9zb2Jub3N0ZXktdS1kZXRleQ%3D%3D

https://text.ru/rd/aHR0cDovL2VsLW1pa2hlZXZhLnJ1L2thdGFsb2cvbm92eWllLXBvZGhvZHlpLWstb3JnYW5pemF0c2lpLWxvZ2lrby1tYXRlbWF0aWNoZXNrb2dvLXJhenZpdGl5YS1kZXRleS1kb3Noa29sbm9nby12b3pyYXN0YQ%3D%3D

https://text.ru/rd/aHR0cDovL3d3dy5tb2ktZGV0c2FkLnJ1L2tvbnN1bHRhYy9rb25zdWx0YWMxMDgzLmh0bWw%3D

Публикации по теме:

Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников «Я слышу - и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю» Японская пословица. Актуальность: занятия оригами позволяют детям удовлетворить.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности». Аннотация: В статье представлен практический.

Использование логико — математических игр в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Математику следует изучать потому, что она ум в порядок приводит» М. В. Ломоносов. Цель работы: Активизация мыслительной.

Логико-математическая игра как средство развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Логико-математическая игра как средство развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. разработанная мною Бузаковой.

Мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико — математических игр» Цель. Повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога.

Методическая статья: «Содержание и методика логико-математической подготовки детей 5–6 лет». Методическая статья: «Содержание и методика логико-математической подготовки детей 5-6 лет». Логическое мышление – это умение оперировать.

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности План работы по самообразованию воспитателя МОАУГ №8 «Калинина 3» старшей группы на 2016-2017 уч. год. Нестругиной Елены Анатольевны Тема:.

Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Результатом ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний и технологий. Именно поэтому основным способом.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности О. В. ДАЦКО Старший воспитатель МБДОУ №21 «Колосок» ст. Приазовской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детей старшего дошкольного возраста в логико-математической деятельности
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 15:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детей старшего дошкольного возраста в логико-математической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем наталья михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД