Ирина Загребельная
Развитие детей с ОВЗ с помощью сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ»
МБДОУ Д/с № 7 «Светлячок» компенсирующего вида,
Московская обл., Богородский округ, г. Ногинск,
Воспитатель Загребельная Ирина Леонидовна,
В наши дни в педагогическом сообществе широко обсуждается проблема согласования образования с ценностями возраста, особой субкультурой дошкольного детства, необходимостью сохранения уникальности и особенности детства как важного этапа в общем развитии человека, пониманием детства как значимого периода жизни. Значимого тем, что происходит с ребенком в данный момент, а не тем, что этот период -это период подготовки к школьной жизни. Детство- это социокультурное явление, и должно рассматриваться с позиции ценностей возраста, неразрывно связанное с психофизиологическими особенностями развития детей :
Публикация «Развитие детей с ОВЗ с помощью сказкотерапии» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
1) сказочно-мифическое мировосприятие, образное восприятие и мышление ;
2) повышенная двигательная активность, постоянная потребность в движениях;
3) особая восприимчивость и впечатлительность ребенка, взаимосвязь с эмоциональной и сенсорной сферами;
4) детская непосредственность, наивность, доверчивость, доминированием эмоций в познании окружающего мира, его восприятии и в общении с людьми;
5) природная эмоциональность, открытость миру, недостаточное развитие произвольности всех психических процессов, самоконтроля, преобладание эмоциональной регуляции деятельности над произвольной.
Дошкольное детство – это период, который относится не только к адаптивному типу жизнедеятельности, но и к решающему становлению фундаментальных ведущих сторон личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности, достижению оптимального уровня их развития.
Осознание возрастных ценностей дошкольного детства требует от педагогов умения выстраивать образовательный процесс с оптимальным обогащением и развитием всех видов субъективного опыта ребенка, с определением новых форм деятельности и творчества ребенка. Они должны послужить источником совместных переживаний, сохранением индивидуальности каждого ребенка в детском сообществе; определением границ собственной активности ребенка, и активности, стимулируемой воспитателем.
Специфика психологической коррекции в дошкольном возрасте так же должна определяться особенностями общего развития ребенка и его психики. На выбор метода, формулировку цели и задач, прогнозирование результата коррекционного воздействия оказывают влияние темп и ритм психического созревания, комплексный характер детской психики, индивидуально-топологические и психофизиологические особенности ребенка данного возраста.
Процесс общения педагога с детьми всегда предполагает взаимодействие. Главная задача воспитателя при построении взаимодействия с детьми, в первую очередь – это создание атмосферы безопасности и комфорта, достижение которой обеспечивается принятием каждого ребенка и уважением к нему как личности, объективностью педагога, проявлением им эмпатии.
В психологической практике часто используется такой вербальный способ психологической коррекции в дошкольном возрасте как метод историй, одним из вариантов которого является сказкотерапия.
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением. Оно направлено на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее частью. Освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет ребенку реагировать в предлагаемой ситуации на собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
Значение сказки велико и незаменимо для ребенка дошкольного возраста. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его «Я», раскрытия творческого потенциала. Это связано с новыми возможностями работы со сказкой, которые открываются для педагогов и психологов не только как культурологический, но и как психологический феномен, как форма духовного опыта человечества.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необыкновенны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Поэтому сказки и их персонажи являются для детей одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). В сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовью и ненавистью, гневом и состраданием, изменой и коварством.
Приведем высказывание педагога и психолога Б. Беттельгейма. Он выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка: «Детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т. п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства».
Восприятие сказки детьми становится деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей детям свободно фантазировать.
Каждая сказка служит для ребенка посредником между внутренним миром и реальностью. Она раздвигает рамки обычной жизни, сталкивает ребенка со сложными явлениями и чувствами, в доступной форме способствует постижению взрослого мира переживаний. В силу развитого механизма идентификации у ребенка происходит эмоциональное объединение его с другим человеком, персонажем и присвоение его образцов.
Дошкольник сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать и понять то, что он не одинок в своих проблемах и переживаниях. Посредством сказочных образов ему предлагаются образцы поведения в разных ситуациях, пути решения возникающих конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Представляя себя положительным героем, ребенок усваивает правильные моральные нормы и ценности, учится различать добро и зло.
2020 г.