Ирина Гатальская
Развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство – особое время развития детей. Практически все в коре головного мозга не зависят от наследственности, а развиваются непосредственно в результате контакта ребенка с окружающей действительностью. Особенно заметно это происходит в первые три года жизни, поэтому важно вовремя закладывать предпосылки здорового развития ребенка. Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания.
Публикация «Развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
От быстрого связей с окружающим миром и медленным закреплением реакций зависит темп развития ребенка. Для умений и навыков детей раннего возраста характерен неустойчивый и незавершенный характер. В связи с этим в обучении детей необходимо использовать повтор материала, обеспечить связь между самостоятельной работой ребенка и окружающими его взрослыми. Это приобретает в настоящее время особую актуальность, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста.
В раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее повышенные темпы как физического, так и психического развития. Психологи и педагоги отмечают высокую нервную систему ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость. Поэтому так важно вовремя начать полноценное развитие ребенка, предупредить возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в воспитании детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко его улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания маленьких детей. В группе создаются различные центры активности:
В обучении детей раннего возраста является развитие ряда способностей : подражание, воспроизведение, навыки наблюдения и умения слушать, слышать,сравнивать, анализировать, различать. Особое место в раннем детстве отдается эмоциям ребенка, которые непосредственно возникают при проведении режимных моментов, бодрствовании ребенка, формировании поведения. Эмоции обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка. Положительные эмоции, возникающие при взаимодействии и общении со взрослыми и со сверстниками – залог становления полноценно развитой личности ребенка.
Дети раннего возраста невероятно внушаемы, ими легко манипулировать. Непосредственно при общении им передается настроение окружающих их людей. Повышенный, внезапный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к грубости, окрику негативно влияют на поведение малыша. При воспитательном процессе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. У всех детей разный тип нервной системы и, следовательно, работоспособности их неодинаков: одни из них очень выносливы, другие же очень быстро утомляются.
Задачи умственного воспитания: развитие действий с окружающими предметами, развитие речи малыша, развитие игр, основных психические процессы (внимание, память, воображение и т д.) Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки. мячи и т д. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период - от года до трёх. Речь перестраивает все психические восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Речь маленького ребёнка возникает и первоначально с общением со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу ставит перед ребёнком взрослый. Речевого развития является совершенствование т. е. понимания речи взрослого. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают неоценимый материал для речевого развития. Однако, взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным.
Развития движений ребенка определяет его физическое и психическое развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Педагоги и психологи,логопеды занимающиеся мелкой моторикой считают очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу.
Подводя итог, можно сказать, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его эмоции и общение с близким взрослым. Именно в общении с взрослыми происходит развитие, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Гатальская И. Н.