людмила жукова
Развитие чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Публикация «Развитие чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».
Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Цели:
Образовательные:
развитие чувства ритма;
тренировка внутреннего слуха;
развитие познавательного интереса;
учить выделять сильную долю такта;
Воспитательные:
развитие творческого воображение;
воспитание дружеских отношений между детьми;
приобщение к исследовательской деятельности.
Задачи:
осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого- педагогической литературы по изучаемой проблеме;
выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;
разработать систему занятий с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Объектом является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Предметом— педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза - эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии: - если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:
•I блок - ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);
•II блок - основной (обучающие уроки игре на ДМИ);
•III блок - итоговый (игра в детском оркестре, открытые занятия).
Ожидаемый результат: Чувство ритма, является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
Диагностический
1. Анализ диагностики музыкального развития, выявление одарённых детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи.
2. Изучение последних научных достижений, педагогического опыта и актуальной литературы по теме
1. Провести первичную диагностику детей и выявить уровень развития музыкальных способностей.
2. Обработать диагностический материал, сделать мониторинги музыкального развития дошкольников, составить индивидуальные маршруты для детей, нуждающихся в коррекционной работе.
3. Проанализировать годовой и перспективный планы с учётом ситуации.
4. Проанализировать, изучить программы, технологии по проблеме:
Квалунова И., Новоскольцева И.
«Этот удивительный ритм»
Тютюникова Т.
«Элементарное музицирование младших школьников»
5. Составить каталог литературы с аннотациями.
6. Посещать курсы, семинары и искать информацию в интернете.
Прогностический
1. Провести корректировку перспективного плана с учётом ситуации.
2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач.
3. Способствовать развитию волевых качеств, выдержке, целеустремлённости, усидчивости, развитию памяти и умению концентрировать внимание. Развитие мускулатуры и мелкой моторики пальцев рук. Развивать фантазию, музыкальный вкус.
4. Развивать музыкальный слух и чувство ритма.
5. Воспитывать стремление к саморазвитию.
Организационный
Создание развивающей предметно-пространственной среды
1. Изучение теоретического материала по данной теме
2. Проводится изучение всех видов ударныхшумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещётка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки.
3. Изготовить демонстрационные материалы к занятиям.
4. Разработать цикл образовательной деятельности «Ударные шумовые музыкальные инструменты»
5. Открытое занятие
"Кругосветное путешествие
6. «Ударные мелодические музыкальные инструменты» Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: металлофон, ксилофон.
7. Открытое музыкальное занятие «Вездесущий ритм».
8. Подведение итогов. Мониторинг детей, подведение итогов.
9.«Звуки лета»Использование полученных знаний по игре на ДМИ, практическое применение. Летние досуги и музыкальные гостиные.
Практический и коррекционный
1. Анализ результатов работы, затруднений.
2. Отслеживание динамики самообразования
1. Провести мониторинг и сравнить с результатами начала года.
2. Провести самоанализ деятельности по теме «Результаты освоения программы по обучению детей игре ДМИ»
3. Скорректировать планы для дальнейшей работы
Обобщающий
Принимать участие на педагогических советах
2. Доклад «Музицирование в творческом развитии детей дошкольного возраста"
3. Проанализировать и дать оценку результатам работы за год.
4. Представить результаты работы на педагогическом совете
Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучение их пению, движениям в играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Почему же в музыкальной деятельности музыкальный руководитель уделяет большое внимание игре на детских музыкальных инструментах?
Игра на детских музыкальных инструментах :
•является одним из любимых видов музыкальной деятельности детей, приносит им море положительных эмоций;
•формирует чувство товарищества и взаимопомощи, способность согласованно действовать в коллективе;
•развивает способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывает устойчивый интерес к музыке, совершенствует навыки игры на различных детских музыкальных инструментах,
•развивает мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма;
•развивает музыкальную память, внимание, усидчивость;
•развивает творческую активность, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли; эмоциональности; сосредоточенности; развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир звуков, у них улучшаются качество пения (они чище интонируют, качество музыкально-ритмических движений (дети чётче воспроизводят ритм). Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, обогащает музыкальные впечатления.
В состав детского оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить к музицированию всех без исключения, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металлофонах, ложках, колокольчиках, трещотках, маракасах, музыкальных треугольниках
Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если самые младшие пользуются в основном музыкальными игрушками, то дошкольники знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навык игры на них (колокольчик, барабан, треугольник, металлофон).
Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать, в коллективе согласовано.
Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению на них проводится последовательно и организованно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр и т. д.
Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы музыкального руководителя о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нем. Затем, в свободной самостоятельной деятельности, воплощают свои умения и навыки.
Игра на детских музыкальных инструментах оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера; совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы.
Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает малышей, повышая интерес к музыке. В младшем возрасте ребенок овладевает приемами игры преимущественно на шумовых и ударных инструментах, не имеющих звукоряда.
Способствуют активизации и концентрации внимания малышей использование игрового приёма, а именно, побыть музыкантами и поиграть на разных предметах. Выполнение этого задания проводится с постепенным усложнением: сначала с одним предметом и анализом извлекаемого из него звука, затем с несколькими предметами в сравнении. Например, используя бутылки, наполненные водой так, чтобы они отличались объемом воды, в течение недели вместе с детьми извлекаем из них звуки. Также используются бумага, крышки от кастрюль, вёдра, тазики, деревянные палочки и т. д.
Тем самым решаются такие задачи, как:
«Активизация и обогащение звукового опыта ребенка»;
«Развитие интереса к музыкальным и немузыкальным звукам, к восприятию музыкальных произведений малышами»;
«Поддержание и развитие индивидуальных эмоциональных реакций малыша на музыку».
Поддержании заинтересованности ребенка к исполнительской деятельности и вне дошкольного учреждения, а именно дома. Поэтому среди родителей проводятся консультации на тему «Музыка в семье», «Музыка и дети», даются рекомендации для родителей, как подобрать фонотеку для детей младшего возраста, проводится анкетирование для успешного решения задач по музыкальному развитию ребенка.
Таким образом, постепенно у маленьких детей обогащается опыт восприятия музыки, активизируется интерес к музыке и осуществляется развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Система обучения детей игре на музыкальных инструментах
в детском саду
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
•Развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
•Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.
Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.
Инструментальный состав детского оркестра
Разнообразие оркестра. В составе нашего оркестра используются различные группы музыкальных инструментов :
•Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
•Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
•Струнные (арфы, цитры);
•Духовые (блок-флейты, триолы);
•Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);
•Наборы народных инструментов.
Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.
Формы проведения занятий с детским оркестром
В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).
Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.
Изготовление музыкальных инструментов
Изготовление музыкальных инструментов своими руками - занятие полезное и увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте, насыпайте, наливайте, пришивайте, экспериментируйте… Главное – делайте «музыку» вместе, тогда она и ребенку, и вам будет приносить отличное творческое настроение.
МАРАКАС ИЗ БУТЫЛКИ
Всегда загадочно и желанно исследование внутренностей инструментов. Чтобы удовлетворить любопытство своего чада, предлагаем сделать распространенный в Южной Америке шумовой инструмент маракас.
Настоящий маракас – это пустая тыква, внутрь которой насыпают горох. Мы сделаем маракас из небольшой пластиковой бутылки или футляра от киндер-сюрприза.
Насыпьте в футляр или в пластиковую бутылку гречневую крупу или рис, или манку (от крупы зависит степень громкости инструмента, закройте крышку и… мини-маракас готов!
В бутылку побольше можно положить горох, бубенчики, бусинки, монетки и т. д. Можно поэкспериментировать и насыпать разнообразные «звучащие» мелкие предметы в железные коробочки из-под конфет и леденцов. Тогда звук будет более звонким. Или в деревянные или картонные коробочки разного размера и объема.
Чтобы занятия стали еще увлекательнее, можно раскрасить маракасы или наклеить аппликации и дать каждому из них свое имя.
Обязательно обратите внимание малыша, что при разных движениях получается разный звук, поиграйте с ним в игру: «Что шумит? Какой маракас играет? На что похож звук? Может быть, это кто-то идет? Или крадется? Или это дождь? Или звезды морозной ночью переговариваются?»
ТРЕЩОТКИ из пластиковых бутылок.
Возьмите две бутылки. Отрежьте горлышко на обеих заготовках (около 15-20 см) и нарежьте бока бутылок продольными полосками шириной 1-1,5 см и длиной около 10-15 см. Играть можно будет, удерживая инструменты за бывшие горлышки. Инструмент будет трещать, если тереть бутылки друг о друга или проводить по полоскам рукой или карандашом. Можно раскрасить трещотку маркером или наклеить аппликацию.
подручный материал, например деревянные расчески, рифленые бока консервных банок, скорлупу грецких орехов, закрепленную на кончиках кусочков проволоки, собранных в букетик и т. п.
СТРУННЫЕ
Помните забавного медведя из старого детского мультфильма, который сидел на пне и дергал кору, прислушиваясь и радуясь издаваемому звуку?
Попробуем соорудить такой «однострунный» инструмент из пластикового стаканчика из-под йогурта и обыкновенной канцелярской резинки.
Все очень просто. Наденьте резинку вдоль стаканчика, чтобы ее часть оказалась сверху и посередине. Нужно, чтобы резинка плотно облегала края и не болталась. Тогда звук, когда вы дергаете за свободный отрезок резинки, получится звонкий и необычный. А если к наружной стороне дна стаканчика прикрепить шуршащую бумагу (бумагу нарежьте полосками) или подвесить колокольчик.
КОЛОКОЛЬЧИК
Один из самых любимых инструментов детей – это колокольчик. Конечно, можно купить колокольчик в магазине (например, в зоомагазине продаются замечательные колокольчики для рыбалки). Но гораздо интереснее сделать его самому.
Возьмите пустую консервную банку (предварительно обезопасив края) или небольшой глиняный горшок для цветов, гвоздь, веревочку, молоток, гайку и бусинку. Гайка – это «язычок» нашего колокольчика. Привяжите к концу веревки гайку, проденьте бусинку и завяжите на веревочке узел. Завязывать надо так, чтобы расстояние от узла до гайки было меньше высоты банки или горшка. С помощью гвоздя и молотка пробейте в банке дырочку сверху в дне (в глиняном горшочке такая дырочка уже есть). Проденьте веревку в дырку и завяжите узел.
Изготовление бубенчика потребует от вас чуть больше усердия. Вам понадобятся; кусочек жести (квадрат 4Ч4, ножницы, гвоздь, молоток, веревочка, бусинка или металлический шарик. Сначала нужно расчертить квадрат на четыре маленьких квадрата, а затем нарисовать и вырезать цветочек из четырех лепестков (вырезать нужно от края к центру). В середине сделайте дырочку гвоздем. Затем проденьте веревочку в отверстие и завяжите узелок на конце. Внутрь бубенчика (середина цветка) положите бусинку или шарик и загните лепестки вовнутрь, чтобы бусинка не выпадала. Теперь можно звенеть и радовать окружающих своей музыкой.
Инструмент, на котором можно сыграть уже целую мелодию, мы сделаем из стеклянных бутылочек. Бутылочки можно взять из-под молока, кефира или воды. Назовем это «музыкально-воздушным» ксилофоном. Если под определенным углом подуть в горлышко получится звук, который можно спеть нотой. Если собрать много разных по объему и, по размеру горлышка бутылочек, то можно выстроить звукоряд мажора или минора. В эти же бутылочки можно налить воду и играть, ударяя по ним палочкой.
Музыкальные бокалы были популярны в XVIII и XIX столетиях. Вы удивитесь, но для этого музыкального инструмента писали музыку Моцарт, Гайдн, Франклин и др. Хрустальные бокалы или бокалы из простого тонкого стекла помещали один внутрь другого и извлекали звук путем простого прикосновения. Вы можете сделать свой набор музыкальных бокалов. Нужно налить воду в фужеры (необходимо разное количество воды, чтобы выстроить звукоряд) и играть с помощью палочки или проводя мокрым пальцем вокруг ободка. Будет здорово, если вы добавите в каждый бокал немного пищевого красителя разного цвета.