Ксения Кондратьева
Развитие читательской грамотности дошкольников, внедрение универсальной «STEAM-лаборатории»
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
В современном мире дошкольники интуитивно понимают, как пользоваться современными гаджетами: компьютером, мобильным телефоном, планшетом и т. д. В это же время, родительская и педагогическая общественность начинает постепенно признавать, что подрастающее поколение практически не интересуется художественной литературой, досуг детей становится однообразным, духовный мир пуст.
3 слайд.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году. В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
4 слайд
Внедряя в свою работу с детьми Детскую универсальную STEAM – лабораторию, я развиваю у дошкольников фотографическую память и логическое мышление с помощью принципа «нарастающих трудностей». Используя в работе блок «Основы чтения» у детей формируется навык дифференциации слов и букв.
5 слайд.
Программа состоит из 2-х частей:
1 часть - распознаем слова. Реализуется параллельно с блоками «Основы программирования», «Основы математики и теории невероятности», «Основы картографии и астрономии». Основной метод – это запоминание слов русского языка (104 слова) на основе развития фотографической памяти детей. Общая продолжительность -910 минут (7 минут в день, 55 раз в неделю, 26 недель со дня изучения «Детской универсальной STEAM-лаборатории).
Занятия проводятся ежедневно по 7 минут в 4этапа: 1,1,2 и 3 минуты соответственно.
1 –й этап. «Презенташки». Знакомимся с новыми словами. До завтрака. 1 мин.
Педагог приглашает детей на мини-игру «Презенташки» - презентацию важных слов для вечерней игры «Поиграшки, показывает слово с картинкой, называет его. Дети повторяют слово за педагогом. Пункт 2 повторить для всех слов, запланированных на данную неделю.
2- этап. «Разминашки». Распознаём новые слова. После завтрака 1 мин.
Педагог приглашает детей на мини-игру «Разминашки» - разминаемся для запоминании слов для вечерней игры «Поиграшки». Педагог показывает слово с картинкой, дети называют слово.
Пункт 2 повторить для всех слов, запланированных на данную неделю
3-й этап. «Закрепляшки». Закрепляем распознавание новых слов. Перед обедом, 2 мин. Педагог приглашает детей на мини-игру «Закрепляшки» - закрепляем важные слова для вечерней игры «Поиграшки». Педагог показывает слово без картинки, дети называют слово. Пункт 2 повторять для всех слов, запланированных на данную неделю.
4-й этап. «Поиграшки». Распознаём новые и старые слова. Перед/после полдника. 3 мин.
Педагог выбирает несколько ранее изученных слов. Раскладывает отобранные слова пред детьми (стороной без картинок) вместе с изучаемыми на текущей неделе. Всего 10 слов.
Педагог просит детей поочерёдно находить слова., дети находят и показывают нужные слова.
6, 7,8 слайд.
2-я часть. Изучаем алфавит. Данная часть программы отдельно не проводится. Она интегрирована в программу «Основы криптографии. Основной метод – изучение алфавита путём индетификации букв, в изученных ранее словах.
9слайд.
Какие навыки и компетенции дети приобретают?
Навыки: чтение 104 слов, распознавание алфавита русского языка, для облегчения дальнейшего изучения азбуки.
На каждой карточке с одной стороны размещено слово с печатными буквами и рисунок, визиализирующий слово, а с другой стороны – то же самое слово, но без рисунка. Для удобства использования каждая карточка со словом содержит указание, к какому периоду относится её первичное изучение: указаны занятия одной из параллельно изучаемых программ, указана неделя, на которой изучается описанное слово.
10 слайд.
Как подготовится к реализации данной методики?
Приготовить 2 коробки для карточек со словами:в одной (назовём её «Текущие карточки») будут хранится те, которые готовятся к изучению. В другой (назовём её «Отработанные карточки») – те, которые первично изучили и которые выборочно используем для вечерней игры в распознавании карточек «Поиграшки». Каждое утро берём очередные карточки из коробки «Текущие карточки» и работаем с ними 3 раза за день по графику. На вечернее занятие (3 мин. Перед или после полдника) добавляем к текущим карточкам любые карточки (на ваш выбор до 10 шт.) из коробки «Отработанные карточки».после занятия все карточки, с которыми работали сегодня, складываем в коробку «Отработанные карточки».
11 слайд.
Единственной трудностью может стать прерывание системных занятий. Эта система очень проста в реализации и имеет 50-летний успешный опыт использования «Институтом развития человека» доктора Глена Домана.
Можно использовать принцип мнемотаблиц для составления рассказов, или пересказывания сказок по картинкам.
12 слайд
Сотрудничество с родителями.
Родители могут стать самыми активными вашими помощниками (причём особенно не напрягаясь). Вы можете распечатать им список и график изучения всех слов и предложить дома тоже играть с их изучением: родители сами могут сделать себе карточки со словами вместе с детьми нарисовать на них картинки, или вырезать картинки из журналов печатными буквами, крупно написать слова. Ежедневно согласно графику изучения слов, родители могут по 2-3 сек. Показывать карточки со словами детям (например, утром и вечером)
13 слайд.
Таким образом, внедрение «Детской универсальной «STEAM-лаборатории» в образовательный процесс является одним из эффективных способов развития речи дошкольников и формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников.