Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группы (11 фото)

Гаджимурадова Наталья Анатольевна
Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия для детей средней группы по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе».

Цель: формирование читательской грамотности у детей средней группы.

Задачи:

Продолжать формировать умение слушать, слышать и запоминать читаемое произведение.

Упражнять в умении отвечать полным и точным ответом на вопросы по тем. ;

Продолжить формирование у детей осознанного стремления к порядку и чистоте.

Публикация «Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки „Федорино горе“ для детей средней группы» размещена в разделах

Учить образовывать относительные прилагательные (Например: из стекла-стеклянные и т. д)

Развивать умение составлять из частей целое.  

Продолжить работу над формированием правильного дыхания у детей.

Активизировать словарный запас по теме «Посуда» («Коммуникация»).  

Способствовать формированию потребности в двигательной активности («Физическая культура»).

Способствовать развитию таких познавательных процессов как внимание, память и речь детей.

Ввести элементы ТРИЗ технологии и здоровьесберегающей технологии.

Развивать у детей социально-значимые личностные качества как опрятность, аккуратность, чистоплотность.

Воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

Оборудование: портрет К. И. Чуковского; конверты с разрезными картинками «Посуда»; картинки с разновидностями посуды.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки К. Чуковского и просмотр мультфильма «Федорино горе»;

2. Обсуждение сказки;

3. Дидактические игры по теме «Посуда»: «Что в чём?» (словообразование, «Наоборот» (подбор слов-антонимов, «Четвёртый лишний», «Сравни», «Из чего сделана посуда», «Каждый продукт в свою посуду», «Собери посуду» (разрезные картинки, «Чем отличаются?»;

4. Отгадывание и разучивание загадок о посуде;

5. Художественное творчество (лепка «Тарелочка для мишки»; рисование «Украсим поднос»; аппликация «Красивая чашечка»);

6. Сюжетно-ролевые игры «Чаепитие», «В гостях у Пати».

Словарная работа: 

сито  – приспособление для просеивания или прореживания чего – нибудь в виде мелкой сетки, натянутой на обруч;

корыто  – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья и других домашних надобностей;

кочерга  – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

блюдо  - большая тарелка, круглая или продолговатая, для подачи кшанья.

бренчать  – звякать, издавать резкий отрывистый звук.

желторотый  – у совсем маленьких птенцов около клюва есть желтизна, которая помогает родителям кормить их. В переносном значении это слово означает неопытный, наивный.

закоптить  – пропитать дымом и покрыть копотью или сажей, приготовляя пищу.

замараха  – тот, кто запачкался, испачкал лицо и руки.

кадушка  – небольшая деревянная емкость цилиндрической формы, обтянутая обручами; используется в деревнях для хранения сыпучих продуктов и воды.

неряха  – неаккуратный, не следящий за чистотой одежды и тела человек.

помои  – вода с пищевыми отходами после мытья посуды.

прусак  – рыжий таракан

расфуфырить  – нарядиться крикливо и безвкусно; коты показали так свои хвосты.

сирота  – ребенок, у которого умер один или оба родителя; в сказке это немытая и заброшенная хозяйкой посуда.

скалка  – длинный утолщенный деревянный валик для раскатывания теста.

ушат  – кадка с ушами. Раньше в нем носили воду, теперь для этого используют ведро.

Ход занятия.

Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группы

( Дети входят в зал. Звучит приятная успокаивающая музыка).

Фото «Федорино горе»

Организационный момент.

Послушайте внимательно как звучит эта волшебная мелодия. Наверное сегодня произойдет что-то необыкновенное.

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни.

Вдохните добро, выдохните неприятности.

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

Вам легко и приятно.

- Здравствуйте, дети! Присаживайтесь на стулья, улыбнитесь мне и друг другу. Сегодня чудесный солнечный день.

Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки  для детей средней группы - фото

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло удивительное видеообращение. Хотите его посмотреть.

(Показ видео с Дедом Морозом).

Вы готовы отправиться в сказку и передать посылку с подарком её героине.

- Тогда давайте два раза прочитаем заклинание Деда Мороза.

(Звучит музыка превращения).

Ножкой топни,

Ручкой хлопни,

Вокруг себя повернись,

В сказке очутись!

- Мы очутились в волшебном сказочном лесу.

Фото №1 Конспекты занятий

- Заглянем в дом. Хозяев нет.

Фото №2 Все конспекты Конспект открытого занятия для детей средней группы по формированию читательской грамотности на примере сказки Федорино горе

- Давайте присядем и попробуем разобраться, что здесь происходит и в какую сказку мы попали.

(Чтение сказки).

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

Но, как черная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут покрякивают,

Через лужи, через лужи

перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы — дзынь! — натыкаются,

И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол

И пошел, пошел, пошел,

пошел, пошел…

А на нем, а на нем,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:

«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

- Ой, ребята, посмотрите, в какую сказку мы с вами попали?  

- Правильно. А кто написал эту сказку?

- Значит чей это дом?

- Кто в нём живёт?

- Почему Федоры нет дома?

- Какое с ней горе приключилось?

- Да, ребята, в сказке могут происходить удивительные вещи.

- Вот как сейчас например.

(Вдруг дети видят и убегающую посуду и Бабу Ягу).

Фото №3 Цель формирование читательской грамотности у детей средней группы

- Ребята. что-то здесь не так.

- Это кто сейчас пролетел над посудой?

- А разве в этой сказке была Баба Яга?

- Тогда давайте с вами порассуждаем как в эту сказку могла попасть Баба Яга?

- Откуда она могла прилететь.

Игра по технологии ТРИЗ «Глазами наоборот».

- Вот и наши гости наверное сейчас думают при чем здесь Баба Яга.

- А теперь пофантазируйте и скажите о чём могла думать Баба Яга когда пролетала над убегающей посудой?

- А о чём в этот момент думала посуда когда увидела Бабу Ягу.

- Хотите узнать зачем Бабе Яге посуда?

(Показ видео с Бабой Ягой).

- Как вы думаете Баба Яга вернёт Федоре посуду?

- Скоро мы об этом узнаем.

(И вдруг слышится голос):

- Ребята, помогите? Это я, Федора. Помогите вернуть посуду. Я дальше идти не могу. До вас дойти не могу, очень устала.

- Ребята, вам Федору жалко?

- Что чувствовала Федора когда от неё убежала посуда?

- Ребята, поможем Федоре?

- Чтобы помочь Федоре нам нужно выполнить задания:

Вспомним из чего и какая была посуда у Федоры?

Чайник из фарфора – фарфоровый;

стакан из стекла- стеклянный;

кадушка из дерева – деревянная;

сковородка из железа – железная;

ваза из хрусталя – хрустальная;

таз из меди – медный;

вилка, нож, ложка из металла – металлические.)

Закрепление видов посуды. (Диаграммы Венна).

(На полу лежат два перекрещенных обруча. Посередине посуда. Пока играет музыка дети бегают по ковру, а когда музыка заканчивается дети разносят посуду в нужные места обручей).

- Ой, ребята? У Федоры и здесь беспорядок. Поможем Федоре разложить посуду. Надо разложить посуду по назначению.

Теперь расскажите о посуде:

1. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Её называют чайная посуда.  

 Дети: Чайная посуда - Чайник, чашка, блюдце, сахарница, конфетница.  

 2. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовой посудой.  Дети: Столовая посуда: тарелка, солонка, перечница, салатница, соусница.

- Молодцы! А какая ещё бывает посуда? (Кухонная. Она нужна на кухне. В ней готовят пищу).

- Если вы такие умные, значит и с этим заданием справитесь. Я добавляю вам еще и кухонную посуду. Попробуйте теперь разложить посуду по местам.

Игра «Хорошо-плохо». (Введение элементов ТРИЗ).

Вывод: Посуда – это хорошо, она полезная, красивая, но она хрупкая и бьется.

- Хотите узнать как Федора догоняет посуду?

(Чтение сказки).

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты

Расфуфырили хвосты,

Побежали во всю прыть.

Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за воротами

С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадете,

Вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,

А Федоре не даются:

«Лучше в поле пропадем,

А к Федоре не пойдем!»

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда!»

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Жить вам было нелегко!»

«Да, — промолвил медный таз, —

Погляди-ка ты на нас:

Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты.

Загляни-ка ты в кадушку —

И увидишь там лягушку.

Загляни-ка ты в ушат —

Тараканы там кишат,

Оттого-то мы от бабы

Убежали, как от жабы,

И гуляем по полям,

По болотам, по лугам,

А к неряхе - замарахе

Не воротимся!»

И они побежали лесочком,

Поскакали по пням и по кочкам.

А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушел.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре,

Горе!

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:

«Увы, я разбито, разбито!»

- Вы сказали, что вам жалко Федору, а посуду жалко?

- Почему?

- Легко ли было посуде когда она убежала от Федоры?

- Ребята, давайте поможем Федоре собрать разбитую посуду.

Игра «Собери посуду».

Дети в группах собирают пазлы с изображением разной посуды.

-Молодцы. Всю посуду мы собрали.

- Послушаем что было дальше.

(Чтение сказки):

Но блюдо сказало: «Гляди,

Кто это там позади?»

И видят: за ними из темного бора

Идет-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:

Стала Федора добрей.

Тихо за ними идет

И тихую песню поет:

Песня Федоры:

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!»

- Как вы думаете посуда простила Федору?

- Какие слова помогли её простить, как вы считаете?

И сказала скалка:

«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:

«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:

«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:

«Мы Федоре не враги!»

Дидактическая игра «Назови ласково».

-Ребята если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от неё:

Чашка-чашечка

Тарелка-тарелочка

Ложка-ложечка

Вилка-вилочка

Кувшин-кувшинчик

Миска-мисочка.

(Чтение сказки):

(Федора сидит и моет посуду в тазу).

Фото №4 Задачи Продолжать формировать умение слушать слышать и запоминать читаемое произведение

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала.

Полоскала их она.

- Поможем и мы Федоре помыть посуду.

- Помогут нам в этом и наши гости.

Фото №5 Упражнять в умении отвечать полным и точным ответом на вопросы по тем Фото №6 Продолжить формирование у детей осознанного стремления к порядку и чистоте

Физминутка «Покажи посуду».

(Федора моет посуду, а дети показывают какую посуду она моет).

Звукоподражание «Посуда поёт».

Детки отдохнуть присели.

Тихо песенку запели:

(Дети поют на одном длительном выдохе):

Блюдца- дзынь-дзынь-дзынь

Чашки- дон-дон-дон

Ложки- бом-бом-бом

Кастрюли- бум-бум-бум

Слова Федоры:

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

(В это время Федора переодевается).

Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,

Рады мы тебя простить!»

Полетели,

Зазвенели

Да к Федоре прямо в печь!

Стали жарить, стали печь, —

Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —

Заплясала, заиграла, замела,

Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

И танцуют и смеются —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит, и на бабу поглядывает:

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Танец посуды.

Фото №7 Публикация Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки Федорино горе для детей средней группы размещена в разделах Конспекты занятий Фото №8 Все конспекты Обучение грамоте

(Появляется Баба Яга):

- Раз ты Федора изменилась, то я решила тебе вернуть посуду. Вот держи её и больше не обижай.

- Ребята. а про просьбу деда мороза то мы с вами совсем забыли. посылку мы с вами так и не передали.

(Воспитатель передает посылку от Деда Мороза Федоре. Федора открывает коробку, радуется и благодарит детей за такой сюрприз).

- Как хорошо всё закончилось. И наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в детский сад.

(Звучит музыка превращения):

Ножкой топни,

Ручкой хлопни,

Вокруг себя повернись,

В детском саду очутись!

Итог занятия:

- Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? 

- Кто вспомнит в какой сказке мы сегодня побывали?

- Кто её написал?

- Чему нас учит эта сказка?

- Какой была Федора сначала?

- Вам сначала её было жалко?

- Почему?

- Какой стала Федора в конце сказки?

- Что вам больше всего понравилось?  

- Хочу предложить вам дома придумать сказку наоборот, в которой не посуда убежала от Федоры, а Федора убежала от посуды, а потом нам рассказать что из этого получилось.

Вот и пришла пора прощаться.

Мы благодарны всем гостям,

Что вы пришли сегодня к нам!

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Фотоотчет «Музыкальный спектакль «Федорино горе»Фотоотчет «Музыкальный спектакль «Федорино горе» Цель праздника: Создание положительного, эмоционального настроя в преддверии праздника. Задача праздника: Прививать чувство уверенности.

Фотоотчет о театральной постановке сказки «Федорино горе» детьми старшей группыФотоотчет о театральной постановке сказки «Федорино горе» детьми старшей группы В нашем детском саду на днях прошел творческий фестиваль "В гостях у сказки!", посвященный творчеству великого детского поэта Корнея Ивановича.

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. РумянцеваКонспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. Румянцева Методические задачи:познакомить детей дошкольного возраста с профессией клоуна, на примере Михаилом Румянцевым и его сценическим образом;.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Федорино горе» Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: - закреплять знания о различных видах посуды, её назначении; - развивать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе» для детей старшего дошкольного возрастаДраматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Учить эмоционально, воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группы
Опубликовано: 2 июля 2024 в 10:11
+257Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группы» (включая файлы) размещена пользователем Гаджимурадова Наталья Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД