Татьяна Хромова
Развитие баланса у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Сохранение равновесия и баланса является основополагающими двигательными навыками, на которых базируются все остальные виды движения. Умение удерживать положения тела, противодействуя смещению центра тяжести, улучшает работу вестибулярного аппарата, активизирует зрительные функции организма, а так же позволяет достигнуть идеального баланса тела и разума.
Публикация «Развитие баланса у дошкольников» размещена в разделах
Внешне балансировка тела происходит на физическом уровне, но на самом деле работа над позой требует сбалансированности ума и мыслительных процессов. Ум становится более стабильным и сконцентрированным, а мыслительные процессы перестают быть хаотичным. При хорошо развитом вестибулярном аппарате информация из окружающей среды усваивается лучше, развивается память, интеллект, внимание, концентрация. Если физическая активность отсутствует, в том числе упражнения на баланс, у ребенка развивается синдром гиперактивности. Это значит, что упражнения на баланс развивают способность противостоять стрессу, помогают сформировать правильную самооценку, уверенность в себе и своих силах, повышают творческий потенциал, улучшают концентрацию и внимание, а также тренируют умение управлять своим телом.
Развитие баланса у детей предполагает не только совершенствование выполняемых ребенком движений. Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом. Именно поэтому развитие координации движений у детей является очень важной задачей, выполнение которой ложится на плечи родителей и педагогов.
Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка – это двигательная деятельность, выполняемая с различной скоростью и включающая разнообразные движения. Но очень важно, чтобы такие движения были не хаотичными.
Упражнения на развитие баланса усложняются постепенно, придерживаясь принципа от простого к сложному. Например, дети сначала учатся выполнять ходьбу между линиями на полу, потом по массажной дорожке, по доске, положенной на пол, по низкому мостику, перешагивать через предметы на дорожках, приседать, ходить не только вперед, но и боком.
Простое удержание баланса. Предложите ребенку пройтись по длинной палке или веточке, лежащей на земле, не касаясь подошвой земли. Также в качестве «спортивного снаряда» отлично подойдёт бордюр вдоль тротуара у подъезда вашего дома. Ежедневное использования этого простого приёма на прогулке с ребёнком отлично разовьет ровную походку, способность держать равновесие и управлять центром тяжести тела в более сложных упражнениях.
Упражнение с большим мячом фитболом очень хорошо развивают баланс и равновесие.
Прыжки на батуте – великолепное упражнение для продвинутой тренировки координации и вестибулярного аппарата как для детей, так и для подростков. Ритмичные прыжки с плавным ускорением и приземлением способствуют развитию органов внутреннего уха и мозжечка.
Качели и горки – ключевой, важнейший и древнейший способ тренировки детской координации. Овладение навыками сохранения равновесия происходит в результате многократных повторений, используя разнообразные методы и приемы.
Это очень важно, так как приобретенный детьми двигательный опыт будет способствовать их дальнейшей адаптации и в будущем.