Елена Соловьева
Развернутый конспект занятия «Театр теней» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчик: Соловьева Е. В.
Воспитатель старшей группы
МАДОУ «Детский сад №18
«Прометейчик»
Им. Т. С. Комаровой
ГО «город Якутск»
Развернутый конспект занятия по
театру теней для детей 5-6 лет
Тема: Теневой театр
Публикация «Развернутый конспект занятия „Театр теней“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Театр теней своими руками
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: Знакомство с новым видом театра – теневым.
Задачи:
развивающие : развивать связную, диалогическую речь, коммуникацию, развивать внимание, память, воображение и умение самостоятельно решать проблемные ситуации;
воспитательные: воспитание у детей гуманных чувств (сострадания, сопереживания);
образовательные: закрепление имеющихся у детей знаний о виде театра теней, прививать интерес к театрализованной деятельности,
формировать умение детей творчески перевоплощаться.
Возраст учащихся: 5-6 лет (старший дошкольный возраст)
Продолжительность занятия : 25-30 минут
Оборудование: Игровой персонаж, театр теней, фигурки для теневого театра, фонарь, экран
Вид деятельности:
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Методы и приемы: Наглядный (демонстрация фигурок теневого театра)
Словесный: диалог, загадывание загадок, чтение, рассказ педагога, обсуждение
Практическая: содействие и сотрудничество детей и взрослых, диалог, обсуждение, игра
Приемы: обыгрывание персонажа, показ
Использованная литература: «Театры бывают разные» театр теней в детском саду. Андреева Е. В.
«Варианты использования театра теней в детском саду» Лаптева А. Ф
1. Вводная часть
Приветствие. Введение игрового персонажа. Педагогическая драматургия. С помощью персонажа мотивировать детей на активное участие в занятии. Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришел погостить Клоун Лева, давайте поздороваемся с ним!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ему стало очень скучно, и он побыстрее хочет найти новое занятие, чтобы развлечься. Хотите ему помочь?
Дети: Да!
2. Основная часть
Клоун: Ребята, а вы хотите отправиться туда, где всегда присутствует хорошее настроение?
Дети: Да!
Клоун: - А куда мы с вами отправимся – догадайтесь сами. Там есть: афиша, актеры, сцена и зрители. Догадались? Конечно, я вас приглашаю в театр! А вы знаете, что театры бывают разные? В одном из них мы побываем с вами сегодня.
(Показ демонстрационного материала теневого театра.)
Клоун: Для того, чтобы попасть в театр, нужно приобрести билеты, а билеты получим в том случае, если отгадаем загадки:
«Он по сцене ходит, скачет
То смеется он, то плачет
Хоть кого изобразит –
Мастерством всех поразит!» (актер)
«То царем, а то шутом нищим или королем
Стать поможет, например,
Театральный …» (костюмер)
«Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво», комплименты,
Всем актерам в благодарность дарим мы – …» (аплодисменты)
«В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж, иль арена
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая – …» (сцена)
Воспитатель: И так, мы с вами попали в теневой театр. А теперь, немного истории возникновения теневого театра. Театр теней – это удивительный и зрелищный вид театрального искусства, зародившийся в Азии свыше 1500 лет назад. Родиной теневого театра – считается Китай. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
Актерами теневого театра может быть что угодно. Между источником света и экрана могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигурки пальчикового театра и сами актеры – люди.
Фигуры на экране могут увеличиваться и уменьшатся в размерах. Чем дальше силуэт находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчетливо. Если же силуэт приблизить к экрану, то тень уменьшится в размерах и станет более отчетлива.
Важный момент для теневого театра – установка света. Свет должен падать сзади. Силуэты должны находиться между источником света и экраном. Зрители же должны сидеть с другой стороны, на некотором расстоянии от теневого театра.
Воспитатель: И так, ребята, кто в театре показывает спектакль?
Дети: Артисты.
Воспитатель: А кто смотрит спектакль?
Дети: Зрители.
Воспитатель: Как зрители приглашают актеров на сцену?
Дети: Аплодисментами.
Воспитатель: Представление начинается, желаю вам приятного просмотра.
«В одном небольшом городке жила обычная семья, такая же как у вас и у меня. В этой семье росла девочка Катя и младший братик Толик. Она была веселая и озорная. Катя очень любила играть. У нее было много друзей, но самым лучшим и преданным другом был братик Толик. Однажды они решили потихонечку играть в мяч в комнате, пока мама готовила обед. И они стали играть. Катя высоко подбросила мяч и попала в вазу. Ваза упала и разбилась.
- Что же я наделала? - сказала Катя. На шум в комнату вошла мама и спросила: «Кто разбил вазу?» А Катя ответила: «Это Толик разбил». «Тогда Катя, раз ты вела себя хорошо, то, я угощу тебя конфеткой, а Толика не угощу» - сказала мама. Катя взяла конфету, опустила глаза и заплакала.»
Воспитатель: Ну вот спектакль и закончился. Да, непростая история произошла с Катей и Толиком. Ребята, как вы считаете, почему Катя заплакала? Ведь мама не ругала ее, а даже угостила конфетой?
(ответы детей)
Воспитатель: А вам тоже жалко Толика? А почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, он виноват? Разве настоящие друзья так поступают?
(ответы детей)
Воспитатель: Как бы вы поступили на месте Кати?
(ответы детей)
Воспитатель: Как бы вы поступили в этой ситуации?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать актерами теневого театра?
Дети: -Да!
Воспитатель: Тогда давайте пройдем за кулисы
(Знакомство с теневым театром – оборудование, показ кукловождения)
Воспитатель: Ну вот вы и познакомились с кукловождением теневого театра. А вы хотите показать спектакль?
Дети: - Да!
Воспитатель: Тогда давайте немного отдохнем, ведь работа актера тяжелая.
Физминутка – антракт.
На арену клоун вышел (становимся в круг)
Кто из вас о нем не слышал? (разводят руки)
Поклонился, улыбнулся,
Потянулся, повернулся.
Он присел, потом привстал,
Головою покачал.
Мы захлопали в ладоши,
Значит клоун был хороший.
Воспитатель: - Давайте еще раз вернемся к истории Кати и Толика, придумаем счастливый конец и покажем его. Для спектакля нам нужно 3 артиста.
Считалка: «Катилось яблоко по огороду и упало прямо в воду, 12345 – выходи - тебе играть»
Воспитатель: Теперь нужно распределить роли.
Воспитатель: - Остальные ребята будут зрителями. Ведь театр без зрителей не бывает.
(Повторный показ спектакля детьми.)
«Мама спросила: «Почему ты плачешь?» Кате стало стыдно, и она призналась: «Прости, мама, это я разбила вазу. А Толик здесь не причем.» Катя попросила прощения у Толика, а Толик в ответ улыбнулся.»
Воспитатель: Ну, вот и закончилась наша история про Катю и Толика.
(Артисты выходят на поклон, зрители аплодируют.)
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, с каким театром вы познакомились сегодня?
(ответы детей)
Воспитатель: Какие предметы необходимы для теневого театра?
(ответы детей)
Воспитатель: Хотели бы вы стать актером теневого театра?
(ответы детей)
Воспитатель: Что понравилось больше всего?
(ответы детей)
Воспитатель: Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Нашему Клоуну тоже очень понравилось побывать в театре теней, давайте попрощаемся с нашим гостем. До свидания, Клоун Лева, спасибо, что погостил.
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось, до свидания ребята!