Светлана Погодина
Разработка занятия по лепке из глины «Индюк»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛЕПКИ
ДАТА УРОКА:
ТИП УРОКА: постановка и решение задачи.
ТЕМА УРОКА: Лепка из глины народной игрушки «Индюк».
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБУЧАЮЩАЯ – познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины; дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях;
Публикация «Разработка занятия по лепке из глины „Индюк“» размещена в разделах
2. РАЗВИВАЮЩАЯ – развивать навыки работы с материалом (глиной) при создании монолитной формы игрушки; приобретение навыков лепки.
Развитие мелкой моторики рук, памяти и внимания.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – воспитать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.
Задачи:
научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Индюк»;
научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в
росписи, правильно передавать особенности промысла через любой образ, используя символику солярных знаков при росписи игрушки;
научить правильно использовать основные цвета промысла;
научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике;
учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.
Материалы и оборудование:
- глина, станки для лепки, стеки;
- полоски бумаги для выполнения упражнений;
- гуашь, кисти и салфетка, банка с водой.
Методическое обеспечение урока: наглядные пособия «Филимоновская игрушка», работы из методического фонда, таблица «Лепка индюка», презентация.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
- Рассказ о древних народных игрушках, об искусстве создания филимоновской игрушки и её ярких особенностях.
- Показ презентации, образцов игрушки и иллюстраций.
3. Практическая часть.
- Объяснение задания и последовательности выполнения работы.
- Лепка игрушки из глины.
4. Выполнение мини-упражнения. Воспроизведение узоров традиционных для данной игрушки на бумажной полосе.
5. Подведение итогов урока.
6. Задание на дом.
Ход урока
1. Организация рабочей дисциплины и рабочего места.
2. Теоретическая часть.
В начале урока учитель может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме урока.
Какая у тебя любимая игрушка?
Какое настроение создаёт твоя игрушка?
Из каких материалов сделаны современные игрушки?
Получив ответы ребят, учитель предлагает представить жизнь детей в старые времена и игрушки, которые были тогда.
- Древнейшие игрушки, которые найдены на территории нашей страны (2 тысячелетие до н. э.) все сделаны из глины. На Древней Руси хорошо знали «потешное» ремесло. Игрушки из нестойких материалов (солома, ткани, дерево) утрачены, о них мы знаем меньше, чем о глиняных. Гончары делали свои игрушки вместе с посудой – основным своим занятием. Не пропадал зря ни один комочек глины, оставшийся от горшков, каждый гончар умел слепить простейшую свистульку или потешную посуду.
Фигурки людей, коней, баранов, птиц, некоторые украшены росписью и глазурью, найдены в раскопках древних русских городов – Москвы, Киева, Твери, Рязани, Новгорода (10-14 в. в.)
Чем больше совершенствовалось ремесло, тем значительней проявлялось художественное начало в игрушке. Игрушка становится предметом искусства, когда сливаются техническое мастерство и художественное творчество в гармонию материального и духовного.
Просмотр презентации.
- Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.
В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет).
Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные.
Сюжеты филимоновской игрушки — это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц — курицы, петухи и многое другое. Все филимоновские игрушки — свистульки. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
Считается, что изначально свистулька вовсе не была детской забавой. Наши предки- язычники использовали ее для связи с духами. Известно, например, что вятичи встречали Ярилу (бога солнца) пением дудок, сделанных из глины. Магические знаки на игрушках и пронзительный свист отгоняли злые силы от душ умерших. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вещали на шею детям: это был и поющий оберег и забавная игрушка.
Каждая игрушка – это образ, который что-то символизирует из жизни древних славян. Они таят в себе мифологию жизни древних славян и являются воплощением языческих верований.
Основные образы:
Женская глиняная фигурка. Этот образ - продолжение рода всего живого. Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Весна, Берегиня, Мать-кормилица, Лада, Купава, Доможириха – вот имена и смыслы, которыми народ наделял глиняную фигурку женщины.
Медведь. Один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы
Олень. Символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.
Конь. Слуга Солнца. В языческой Руси конь был очень важным символом в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и культ воды. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать.
Птицы. Это вестники богини Матери земли. Они обязательные спутники женских изображений. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.
Корова. Символизирует плодородие, могущество и бодрую силу.
Со временем свистулька утратила свой магический символизм и стала просто игрушкой.
Готовую глиняную посуду обжигали раз в год, весной, перед началом полевых работ, в специальной печи. Печь строилась из кирпича и называлась горном. В нее рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.
Расписывают игрушки простыми и более сложными узорами. На юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. (Приложение 1). Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки животных. Фигурки петушка и курочки, простые выразительные и яркие.
3. Практическая часть.
- Много лет назад мастера игрушечники, работающие в Филимоновском промысле, придумали способ лепки из одного куска. Способ этот подсказала им сама глина пластичная, жирная, послушная. Из одного комочка, можно слепить любую игрушку, но последовательность работы, конечно, будет разной. Почти все филимоновские игрушки - свистульки, и только у индюка и петушка сзади не свисток, а хвост.
Сейчас я расскажу вам и покажу, как лепится птица. (показ учителя, поэтапная лепка по таблице «Лепка индюка»)
Дети самостоятельно лепят игрушку.
4. После того как игрушка будет готова, дети убирают свое рабочее место и им предлагается выполнить мини-упражнение. Воспроизвести узоры традиционные для данной игрушки на бумажной полосе. Нужно скопировать основные орнаменты с карточки – образца. Задание выполняется быстро, жёлтым делается первая разметка узора, потом вводятся красные и зелёные элементы. Ставится задача – освоить технику создания филимоновского узора, разработать руку. (Приложение3, используется наглядное пособие)
5. Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)
- Где возник промысел филимоновской игрушки?
- Почему игрушка называется филимоновской?
- Как лепят игрушку?
- Какие символы и образы используют при создании игрушки?
- Каким цветом сначала расписывают игрушку?
Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались, у всех получились забавные игрушки, которые на следующем уроке нам предстоит расписать.
6. Домашнее задание: повторить символы и образы, которые используются при изготовлении филимоновской игрушки, принести краски и кисти для росписи игрушки.