Получи документы

Консультация для воспитателей «Разработка содержания построения занятий по обучению детей»

Раиса Федотова
Консультация для воспитателей «Разработка содержания построения занятий по обучению детей»
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении многих лет, старалась приобщить детей к национальной культуре. Я, считаю, что эту работу следует начинать с детства. Да, необходимо знакомить детей с образцами национальной культуры своего народа. Песенный и танцевальный, эпический фольклор, образцы прикладного искусства, оказывают развивающее действие. В любых фольклорных произведениях высвечиваются природа, образ жизни, душа народа. И именно это способствует раннему приобщению ребёнка к национальной культуре, к познанию окружающего мира.

Публикация «Консультация для воспитателей „Разработка содержания построения занятий по обучению детей“» размещена в разделах

Уважение к культуре каждой нации, входящей в многонациональную семью народов России – важнейший принцип жизни нашего общества, сохранения национальных традиций, культурных ценностей, возможности говорить и читать на родном языке, обучать детей родному языку – священное право каждой нации.

Сохранение исторических ценностей национального населения мордовского народа поддерживается широкой педагогической общественностью. Ведь ни в коем случае нельзя допускать, чтобы растворился язык народа, ушли в прошлое образцы прикладного искусства.

В последнее время наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам (мокша-эрзя) в дошкольных образовательных учреждениях и в школах Мордовии. В детских садах созданы кружки по обучению детей языку, куда входят и дети мордовской национальности, незнающие своего языка, и русские, и татары. Многие воспитатели мордовской национальности стали обучать детей мордовскому языку в своих группах.

Для осуществления цели приобщения детей к общению на мордовском языке необходимо добиваться, чтобы дети его внимательно слушали, понимали его речь в различных ситуациях, правильно выполняли его просьбы и команды. Естественно, речь самого воспитателя должна быть ясной, чёткой, без фонетических, лексических и грамматических ошибок и служит образом для подражания.

Вовремя обучения языку решаются и образовательно-воспитательские задачи : дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения у другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Изучение мордовского, сопоставление его с родным языком (русским, татарским и другими) вносит определённый вклад в развитии самостоятельного мышления, памяти, воображения ребёнка.

Обучение проводится в устной форме на занятиях, в процессе общения с детьми вне занятий (режимные моменты, в процессе и при организации различных утренников и развлечений.

Проведение различных праздников и развлечений с привлечением мате-риала на мордовском языке является формой закрепления и как-бы итоговым занятием по контролю за языковым и речевым материалом, пройденным за определённый период на занятиях, демонстрацией успехов детей перед родителями и детьми из других групп детского сада.

Расширяется и усложняется словарь, усваиваются более трудные грамматические конструкции, кроме диалогической речи развиваются навыки монологической речи. Определяется количество занятий и слов по каждой лексической теме «Игрушки», «Мы знакомимся», «Моя семья», «Овощи и фрукты», «Части тела», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Пища и посуда», «Наша группа» и многое другое.

Важным компонентом содержания обучения мордовскому языку является совокупность тех речевых умений и навыков, которые дают ребёнку возможность активно пользоваться всем программным материалом для общения на мордовском языке, для выражения собственных мыслей.

Обогащению словаря, усвоению грамматических конструкций, развитию связной речи способствуют и такие методы, и приёмы, как рассматривание предметных и сюжетных картинок и беседа по ним; картин, иллюстраций, вводные беседы и рассказы воспитателя на русском языке с применение слов и выражений на мордовском языке, обобщающие беседы; просмотры диафильмов; когда дети называют предметы, их признаки или действия, отвечают на вопросы или сами задают их. Цель этих методов и приёмов – добиться коллективной активности детей, воспитывать привычку соучастию, состоянию внутренней активности не только при ответе на вопрос, обращенный к одному ребёнку, но и к другому.

Велико воспитательно-образовательное значение экскурсий, во время которых дети воспринимают явления природы и общественной жизни. Тематически умело чередуя экскурсии с занятиями, беседами и рассказами, в обучении детей мордовскому языку, нужно только правильно выбрать объекты для экскурсий, готовить детей к предстоящему осмотру – посещению.

Также надо создать развивающую среду для обучения детей мордовскому языку : оформить группу (зал, уголки) предметами декоративно-прикладного искусства, создать музей народного творчества и быта, оформить альбомы, стенды, раскладушки о мордовских композиторах, писателях, художниках, артистах и т. д. Для ведения занятий собрать предметные картинки, сюжетные картинки по теме. Иметь дидактические куклы, дидактические игры и другие игрушки.

Большую помощь обучению языку оказывают пособия Осиповой А. И., журналы «Якстяре тяштине» - на мокшанском языке, «Чилисема» - на эрзян-ском языке.

На занятиях и вне занятий следует шире принимать различную нагляд-ность, предметы, игрушки, муляжи, предметные и сюжетные картинки из серии картин «Картины для детских садов» (автор О. Соловьёв); «Детский сад», «Двор», «Семья», «Огород», «Наша Таня», «Домашние животные», «Мы играем», «Времена года».

Также следует применять технические средства обучения : магнитофон, у нас есть проигрыватель и пластинки, радио. Практиковать прослушиванием магнитофонной записи детской речи для последующей работы над звуковой куртурой речи, для развития связной речи, особенно монологической речи.

Разрабатывая конспекты занятий, воспитатель должен отводить время для текущей проверки (5-7 минут) в конце каждой недели. Необходимо также завести специальную тетрадь и отмечать наиболее типичные ошибки. Перед занятием воспитатель намечает, кого из детей спросить, на кого обратить особое внимание, с кем поговорить вовремя игр, в свободное время, кроме того анализ ошибок поможет педагогу скорректировать и уточнять методику обучению на основе учёта индивидуальных особенностей детей.

В процессе обучения мордовскому языку дети должны научиться воспринимать и понимать мордовскую речь на слух и говорить по-мордовски в пределах доступной им тематики, словаря, грамматических форм и синтаксических конструкций (предложений, а также владеть несложными образцами связной речи.

Самыми важными при обучении мордовскому языку являются первые занятия с детьми, когда воспитатель создаёт эмоциональный настрой у детей, прививает интерес к изучению языка. Практическое овладение элементарной мордовской речью требует, прежде всего накопления определённого словарного запаса. Работу надо начинать с активного усвоения слов и фразовых конструкций мордовской устной речи в игровых и учебных (заведениях) ситуациях по темам: «Мы знакомимся», «Игрушки», «Моя семья», «Овощи и фрукты» и другим. Эти темы помогут воспитателю плавно ввести детей в словесный мир элементарного мордовского языка, отражающий предметы и явления окружающего мира, ребёнка в детском саду и дома, так как многие слова русского языка без изменения перешли в мордовский язык: машина, телевизор, шарик и многие другие слова.

Знакомство с мордовским языком желательно начинать с разучивания слов – приветствий. Воспитатель здоровается с детьми на русском языке, потом показывает, как надо здороваться на мордовском языке. Для этого он может принести в группу куклу-мордовочку, какого-нибудь героя сказки, игрушечных животных. Например, приходит с игрушечным медвежонком или зайчиком и говорит: «Здравствуйте, дети!». Здоровается с каждым из детей в отдельности.

- Здравствуй, Таня! (Саша, Коля, Миша).

- Ребята, скажите, кто к нам пришёл в гости? (ответы детей).

Воспитатель знакомит детей с мордовскими названиями игрушек: Те овтыне, Те нумолнэ!

Дети хором повторяют эти слова вместе с воспитателем, потом без воспитателя, а потом по-одному.

- Послушайте, как надо поздороваться на мордовском языке.

«Шумбрат Ваня, Шумбрат Настя!»

С приветствием «шумбратадо!» воспитатель часто обращается к детям:

- Шумбратадо эйкакшт, - Шумбратадо тейтерькат,- Шумбратадо цёрынеть, но не надо требовать от детей его заучивания.

На первых занятиях воспитатель, показывая предмет или его изображение, не должен произносить его с указательным местоимением «те», так как дети могут понять, подумать, что название куклы не «няка», а «теняка». После многократного употребления этого слова сложно говорить «те няка», подчёркивая каждый раз, что «те» - «это».

Вопросы «кие»-(кто) и «мезе»- (что) вводятся на самом начальном этапе обучения языку, так как без этих вопросов мы не можем обратиться к ребёнку. Самостоятельное употребление этих вопросов, когда ребёнок спрашивает воспитателя, своего товарища, игрушку, можно поощрять со средней группы, а больше всего со старшей и подготовительной групп. В средней же группе (как показывает практика) ребёнок повторяет за воспитателем.

С самого начального периода обучения и слов в подготовительной группе в зависимости от того, какая тема изучается в данный момент. Это также зависит от методики организации запоминания новых слов, от того, насколько вводимые слова могут быть объединены в одну смысловую группу. Например, названия цветов легко объединяются в одну смысловую группу. Организовать запоминание такой группы слов методически легко: все новые слова могут вводиться на одном занятии. Если же по ходу работы над темой необходимо ввести такие слова, как: «налксема», «няка», «чачома чи», «инжеть», когда надо растолковывать каждое понятие, то таких слов надо ввести как можно меньше. Усвоение слов также зависит и от фонетической трудности. Важно и то, каково значение данного слова: предметное или абстрактное

Развитие связной речи занимает важнейшее место в процессе обучения детей мордовскому языку. Владение связной речью, которая даёт детям возможность вступить в интересное общение друг с другом на мордовском языке, повышает их интерес к занятиям, учебной деятельности.

Исходя из поставленных задач и речевой подготовленности детей, воспитатель должен тщательно продумать структуру каждого занятия. В начале занятия (2-3 минуты) нужно использовать такие учебно-игровые действия, которые заставляли бы ребёнка заинтересованно общаться на мордовском языке.

На занятиях, посвящённых повторению и обобщению, нужно использовать игры, проводившиеся ранее при усвоении нового материала. При этом необходимо менять условия игры так, чтобы они соответствовали новому уровню речевых знаний детей и давали им «речевой простор» для их выражения.

Публикации по теме:

«Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем» Задача воспитателя – наполнить жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества,.

«Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС до» Тема недели: «Загадочный мир космос» подготовительная группа Итоговое мероприятие: «Музыкально-спортивный праздник «Если очень захотеть,.

Итоговая работа «Разработка содержания мероприятия с родителями» Итоговая работа «Разработка содержания мероприятия с родителями» По курсу повышения квалификации по ИОЧ «Педагогические основы взаимодействия.

Методическая разработка для родителей по обучению русскому языку детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сказка» г. Ак-Довурак МЕТОДИЧЕСКАЯ.

НОД «В лесной школе» — обобщение пройденного материала занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНРНОД «В лесной школе» — обобщение пройденного материала занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Физическое развитие Технологии: • использование игровых.

Разработка образцов-оригами из бумаги для занятий с детьми 5–7 лет по теме «Птицы»Разработка образцов-оригами из бумаги для занятий с детьми 5–7 лет по теме «Птицы» Пример занятия. Конспект занятия в старшей группе на тему: «Птицы ближайшего окружения» (ворона) Задачи работы:.

Разработка содержания мероприятия с родителями Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей» семинар – практикум на тему «Развитие творчества у детей» в средней группе Тема: «Развитие.

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности в НОД «Путешествие к морю» Конспект НОД с логикой образовательной деятельности (старшая группа) Тема: «Путешествие к морю» Интеграция образовательных областей:.

Разработка содержания экологической акции .

Учебно–методическая разработка занятий для обучающихся с ОВЗ 5–7 лет Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя и связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Разработка содержания построения занятий по обучению детей»
Опубликовано: 12 октября 2015 в 19:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Разработка содержания построения занятий по обучению детей»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Федотова (УИ 288263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД