Есалина Гулсара Жубанышовна
Разработка родительского собрания «Приобщение к истокам народного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
Диво дивное, чудо чудное
Приобщение к истокам народного искусства.
Предварительная работа:
- Подобрать для каждой семьи казахские народные пословицы и поговорки;
- Подготовить материалы для работы «Веселой мастерской»;
- Оформить групповую комнату детскими рисунками на тему «Герои казахских сказок»;
- Организовать чаепитие;
Публикация «Разработка родительского собрания „Приобщение к истокам народного искусства“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
- Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой, правильно построить дискуссию.
Анкета
«Народное искусство в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения родительского собрания нам необходимо знать ваше мнение о теме предстоящего собрания. Заранее спасибо за участие в анкетировании.
1) Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?
2) Какие виды народного искусства вы знаете?
3) Как часто вы читаете ребенку казахские народные сказки?
4) Употребляете ли вы в общении с ребенком казахские народные пословицы и поговорки?
5) Поете ли вы ребенку колыбельные песни?
6) Готовы ли вы принять активное участие в нашем собрании?
Спасибо за сотрудничество!
Ход собрания
Родители приглашаются в группу, на доске обозначена тема собрания.
1. Формирование у детей представления о народном искусстве в детском саду.
Выступление методиста детского сада.
Культуру Казахстана невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовой жизни казахского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти отражении в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение современных детей. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, актуальная во все времена.
Народное искусство имеет ярко выражнные характерные черты:
- Народное творчество носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, часто это является семейным делом.
- Традиционность – народное искусство имеет корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит.
- Народное искусство всегда создавалось для человека и служило ему.
- Праздничность – для казахского народного искусства характерна мажорность, отражающая полнокровное и оптимистичное восприятие мира.
2. Устное народное творчество в воспитании дошкольников.
Выступление воспитателя. Устное народное творчество, включащее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показать его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них. Ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах.
Таким образом при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Воспитатель предлагает родителям вспомнить названия казахских народных сказок. Побеждает родитель, назвавший большее количество сказок.
Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в казахских народных пословицах и поговорках. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь опыт и знания.
3. Воспитатель знакомит родителей с казахскими пословицами, понятными детям старшего дошкольного возраста, которые легки для запоминания и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.
4. На собрание приходят гости: дети и ведущий в казахских национальных костюмах.
Ведущий: Здравствуйте, люди добрые,
Что вы сидите, грустите,
Друг на друга не глядите.
Ехал Алдар Косе
На скрипучей телеге
Да на сивой лошади.
Ехал да потерял свой сундук.
К сундуку подходят дети.
1-й ребенок. Эй, заглянем в тот сундук,
Может сказки тут живут,
2-й ребенок. Ой, глядите чудеса,
Тут такая красота.
Дети достают предметы и показывают родителям (музыкальные инструменты).
3-й ребенок. Широка душа казаха:
Песня льется из груди.
И откуда в сердце столько
Щедрости и доброты.
Ведущий: Казахский народ очень любит песни, музыку. А в ваших семьях любят петь народные песни? На каких музыкальных инструментах играют в ваших семьях? Какие музыкальные инструменты вы знаете? Традиционным казахским музыкальным инструментом является домбра. И вот нам сегодня на домбре сыграет папа Бахтияра, давайте послушаем.
Игра папы Бахтияра на домбре.
5. «Веселая мастерская».
Дети достают из сундука кошму и коврик (тускииз и сырмак)
Ведущий: Cделать такие красивые вещи очень не просто. Сначала стригли овец. Шерсть хорошо промывали, красили в разные цвета. Потом раскладывали овечью шерсть в виде узоров на плотной ткани. Все вместе сворачивали в рулон, перевязывали веревками, поливали горячей водой и долго катали этот рулон сначала ногами, а затем руками, все время поливая его горячей водой. Катали до тех пор, пока войлок не становился плотным. А затем его разворачивали, сушили, подрезали края. Посмотрите на эти коврики – тускииз и сырмак, обратите внимание на орнаментальное и цветовое решение (рассматривают)
4-й ребенок. Бабушка решила сделать мне кошму.
Ой, как интересно, пойду и погляжу!
Друзей на помощь пригласила,
Узор из шерсти разложила,
Водой горячей полила,
Скатать ковер нас позвала.
5-й ребенок. Веревкою ковер связали
И по местам все дружно встали.
Чтоб крепким, прочным ему быть.
Потом ковер руками били,
Сушить на солнце положили.
А мне хотелось хоть чуть-чуть
Скорее на ковер взглянуть.
1-й ребенок. И вот ковер наш развернули,
Все ахнули и улыбнулись:
Там было имя вплетено,
И имя было то мое.
Ведущий: А теперь я предлагаю вам украсить свои коврики.
Раздаются бумага прямоугольной формы, цветная бумага, ножницы, кисти, клей, салфетки. Готовые работы выставляются в виде выставки.
6. «Дастархан, мой дастархан»
Воспитатели приглашают детей и родителей на чаепитие. В оформлении используются корпе, национальная посуда, к чаю подаются баурсаки, талкан, тара, сметана и др.
7. Обмен мнениями, подведение итогов.