Нина Симонова
«Технология проведения родительского собрания» Методическая разработка
▼ Скачать + Заказать документы
Тема родительского собрания: «Зоны ответственности».
Актуальность:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» № 273 от 29.12.12. специалисты системы образования, в том числе педагоги-психологи создают благоприятные условия для обеспечения доступности качественного образования детей «разных и равных» возможностей.
Публикация «„Технология проведения родительского собрания“ Методическая разработка» размещена в разделах
Сегодня печальная статистика утверждает, что в среднем родители общаются со своим ребенком 11-18 минут в день. Действительно, многие родители жалуются на нехватку времени на воспитание детей и на отсутствие контакта и понимания между детьми и взрослыми. Особенно эти проблемы ярко выражаются в период, когда ребенок становится пациентом ВЦДОиТ «Огонек» и проходит стадию адаптации. Данная беседа позволит родителям получить ответ на многие вопросы, в том числе вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, находящихся в специальном (медицинском) образовательном учреждении.
Цель:
1. Повышение педагогических знаний родителей.
2. Мотивация родителей к выздоровлению детей.
Задачи:
1. Обозначить «зоны ответственности» педагогического персонала, родителей и детей-пациентов.
2. Раскрыть практические проблемы психологических особенностей детей.
3. Помочь родителям преодолеть трудности в адаптации детей.
4. Ознакомить с правилами поведения в ВЦДОиТ «Огонек».
Адресат:
1. Родители детей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста.
Время проведения собрания: 40 мин.
Этапы работы:
а). заполнение анкет; б). беседа; в). выдача памяток.
План беседы «Зоны ответственности»
1. Вступление.
2. Ответственность педагогического коллектива в лечебно-учебном процессе здоровьесбережение детей-пациентов.
3. Психофизиологические особенности развития детей и мотивация на выздоровление - ответственность родителей.
4. Выполнение правил Центра - важное условие в детском социуме.
5. «Мы вместе!» - работаем на результат и залог успешной реабилитации детей.
Текст беседы «Зоны ответственности»
Добрый день, уважаемые родители! Родительское собрание организовано для всех родителей без исключения, не выделяя возрастные рамки школьников и дошкольников – это специфика нашего Центра. В связи с тем, что вы уже сделали выбор и отдали своих детей в наше учреждение, то для педагогического подразделения, которое я возглавляю (зам. гл. врача по УВР Анна Владимировна Герасимова, самая главная задача – преодолеть «барьер недоверия» к нам. Именно здесь начинается первая «зона ответственности» педагогического коллектива и родителей. Ведь организовывая свою работу, мы обязательно учитываем те возможности, которые ориентированы на «зону ближайшего развития вашего ребенка». Согласитесь, что своим родителям дети верят больше, поэтому попробуйте их понять и вместе с нами облегчить им лечение, помочь быстро адаптироваться. Не сомневаюсь, что среди вас найдется немало родителей, которые просто сказали своим детям: «Надо!» и отправили к нам. А этого для ребенка мало и в трудную минуту, оставшись без родительской поддержки, они теряются. Дети не знают, что делать со свалившейся на них самостоятельностью; их пугают простые бытовые вопросы: заправить кровать, убрать вещи, навести порядок в своей тумбочке, не опоздать на процедуру или урок. Проиграйте с ними ситуации, в которые они попадут, и вы поймете, что все не просто. Немаловажным фактором является поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Мы ничего не знаем о ваших детях. Для нас они без доказательств – хорошие люди, в чем мы и пытаемся их убедить. У нас они могут раскрыть свои способности и проявить себя. Многие так и делают. Но одинаковых людей нет, и мы уповаем на то, что вы родители все-таки лучше знаете, на какие мотивы ваши дети реагируют сильнее. Важное и ответственное дело – быть родителем – нас никто и никогда не учил. А ведь быть родителем – самая трудная профессия в мире. Думаю, что о медицинских успехах нашего Центра вы информированы достаточно, а вот как происходят воспитательный и учебный процессы вы, наверняка, знаете мало.
В состав педагогического подразделения Центра входят учителя школы и воспитатели отделений. В первую половину дня воспитатели контролируют выполнение пациентами учебно-лечебного плана, организуют прогулки с учетом ортопедического режима детей, а для дошкольников I отделения проводятся занятия по подготовке к школе по «Программе обучения и воспитания в детском саду» (М. А. Васильева). Занятия в школе начинаются после тихого часа. Коллектив учителей школы состоит из высококвалифицированных педагогов с высшей и первой категорией. Многие имеют психологическое образование. Наши педагоги – универсалы. Ребята приезжают из разных городов России, из разных школ, имеют разный уровень подготовки, учатся по разным программам и проводят у нас очень непродолжительное время. В этих условиях наши учителя должны быть просто волшебниками, чтобы никого не оставить без новых знаний вдали от родной школы. Учебный план школы выполняет образовательный Стандарт РФ по всем базовым дисциплинам и работает по технологии поддерживающего обучения. Представлены в школе все предметы, кроме ОБЖ и информатики. Изучаются два иностранных языка английский – групповое обучение, немецкий – индивидуально. В перерывах между процедурами дети готовят домашнее задание. Во избежание отставания еженедельно учителями проводятся дополнительные занятия по предметам. Ежемесячно учителя школы планируют и проводят предметные декады, способствующие не только закреплению знаний, но и развивающие интерес к наукам. Мы не аттестовываем детей. Вместо этого, каждый ребенок при выписке или по мере надобности, получает табель с текущими оценками, который принимают ваши основные школы. Формы у нас нет, но приветствуется светлый верх и темный низ. Культура и умение одеваться соответственно времени и месту не последний вопрос в жизни каждого человека. Поддержите нас и обеспечьте детей соответствующей одеждой.
Дети, поступая к нам, попадают в трудную жизненную ситуацию. Им тяжело вдали от дома, они устают от процедур. Им необходимо сочетать лечебную и образовательную нагрузку. Они находятся во временном детском коллективе, и у них зачастую мало личного пространства. Это нелегко перенести и взрослому человеку, а уж ребенку тем более. Чтобы помочь вашим детям, у нас работает педагог-психолог Малиновская Лариса Павловна, которая действует в системе психолого-педагогического сопровождения. Плохо адаптируемым детям она уделяется особое внимание. Это дети с нарушениями адаптации, поведения, общения. Вы можете после собрания индивидуально обсудить с психологом наболевшие вопросы, касающиеся трудной адаптации вашего ребенка. А вас, уважаемые родители, со своей стороны я хотела бы попросить мотивировать ваших детей на лечение у нас. При всем богатстве выбора – другой альтернативы у вас и ваших детей нет. У нас уникальная психологическая обстановка. Детей связывают здесь общие проблемы. Они проводят вместе много времени. Старшие дети не стесняются помогать малышам. Мы всячески поддерживаем эту инициативу, со своей стороны пытаемся помочь старшеклассникам осознать себя; ведем с ними философские беседы на жизненные темы, помогаем определиться с выбором интересного для них жизненного пути. С выпускниками проводим беседы по профориентации: дети, после серьезных травм, пойдя курс лечения и реабилитации в нашем Центре, не смогут стать летчиками, космонавтами, спортсменами; ориентируем их на интеллектуальные профессии: педагога, программиста, инженера, актера. С подростками воспитатели занимаются этическим воспитанием по программе доктора педагогических наук, профессора А. И. Шемшуриной. Уверена, что именно базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей, т. е. необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей.
Теперь, что касается организации досуга. Естественно, дети ни на минуту не остаются без внимания взрослых. Большое внимание уделяется организации внеклассной работы: это и проведение традиционных праздников, работа в кружках по интересам (занятия музыкой, танцами, поделки своими руками). У нас дети раскрывают свой творческий потенциал. Участвуют в подготовке и проведении праздников. Рисуют, танцуют, делают своими руками изумительные поделки. Педагог-организатор Наталия Степановна Моргун всем дает шанс побороть робость и выступить на сцене. В каникулярное время проводятся балы и театрализованные экскурсии на пленэре. Традиционными в нашем Центре стали концертные программы «Голос», «Один в один», «День рождение друзей», «Праздник, который придумали мы». Запланированы уроки актерского мастерства и встречи с петербургским актером театра и кино Андреем Носковым. Как видите, наша «зона ответственности» целиком и полностью направлена на здоровьесбережение ваших детей, на комфортное пребывание, эффективное лечение и продуктивное обучение. Давайте совместными усилиями поможем детям стать здоровыми, и не игнорируйте, пожалуйста, правила Центра, которые необходимы к исполнению. Например, что касается отпуска детей домой. По пятницам учебные занятия заканчиваются в 18.30 у младших школьников и в 19.10 – у старших. Просьба без уважительных причин не нарушать учебно-лечебный процесс. Сегодня статистика отмечает, что в нашей стране стремительно падает интерес к образованию. Но ведь наши с вами дети – это будущее, и от нас зависит, каким оно будет. Здоровье и интеллект залог их будущего успеха! Поэтому не будем мешать им становиться образованными и здоровыми. Учите своих детей ответственности за свою жизнь, за свое здоровье, нести ответственность за порчу классного имущества, и обязательное выполнение определенных правил, учите сейчас, пока еще можно что-то вложить в их светлые головы. А головы у них светлые. Просто дети должны знать, что нам, взрослым, не все равно, что с ними происходит сейчас и что будет с ними дальше. Детей не обманешь, они чувствуют душой. Так не будьте равнодушными, дайте им все, что можете, и они отплатят вам сторицей. «Мы вместе!» - это оправданный девиз нашего Центра. Основная проблема, стоящая перед педагогами, заключается именно в том, чтобы выработать целенаправленность в воспитании вместе с родителями, определить оптимальные средства и методы воспитания, уметь прогнозировать результат. Поверьте, детям очень важно, что бы родители верили в своего ребенка, чувствовали в нем равного себе. Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, девушки и юноши, которые должны стать вашей радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!». Быть родителями – это и большая радость, и великая ответственность, в какой-то степени акт самопожертвования и самоотречения. Все действительно ценное стоит дорого. И дети не исключение из этого правила. Любовь – доверие – понимание – поддержка – вот они общие «зоны ответственности» перед нашими детьми. Я думаю, что после этого собрания вы будете меньше тревожиться за своих детей, и мы сможем помочь друг другу добиться поставленных целей, и все будут счастливы. По всем вопросам, касающимся учебно-воспитательной работы, вы можете обращаться ко мне по телефонам: 421 – 41 – 95; 421 – 42 – 36.
Используемая литература:
1. Герасимова А. В. Родительское собрание: рабочие тетради (2011-1015 гг.) (не опубликованы).
2. Рабочая книга школьного психолога/ под ред. И. В. Дубровиной. - М., Просвещение, 1991.
3. Скавронская Л. В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. - М. : Генезис, 2014.
4. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. - Киев. : Здоровье, 1993.
5. Шипицина Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М. Детство-Пресс, 199