Людмила Еромова
Разработка рекомендаций для родителей. Беседа «Особенности развития детей 4–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет.
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3-х до 6-ти лет, вносит большой вклад в психическое становление ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. Дошкольное детство условно разделяют на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года, средний дошкольный возраст (4-5 лет, старший дошкольный возраст (5-6 лет). Более подробно мы остановимся на интересующем нас возрасте: 4-6 лет.
Публикация «Разработка рекомендаций для родителей, Беседа „Особенности развития детей 4–6 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Большую часть своего времени дошкольники проводят в разнообразных играх. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники (3-4 гг.) еще не умеют по настоящему общаться со сверстниками, поэтому играют, как правило, в одиночку. Однако, постепенно, к среднему возрасту (4-5 лет) игры становятся совместными, и в них включается все большее количество детей. Главным в этих играх становится не воспроизводство поведения взрослых, а имитация определенных отношений между людьми, которых дети постоянно видят в своем окружении (родные, близкие). Дети выделяют роли и правила, на которых строятся взаимоотношения и строго следят за их соблюдением. Поэтому такие игры называют сюжетно-ролевыми. К старшему дошкольному возрасту (5-6 лет) сюжетно-ролевые игры становятся гораздо более разнообразными по тематике, действиям, появляется больше используемых ролей. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, т. е. подчинение правилам, складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Однако не нужно надеется, что самоконтроль сразу же возьмет да и появится! Он начинает формироваться только к концу дошкольного возраста. Поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре, или взрослых. Дети контролируют сначала друг друга, а уж потом – каждый самого себя. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, формируется творческое воображение, происходит становление произвольной памяти, развитие речи, внимания и многое другое.
Давайте поговорим о развитии познавательных (психических) функций нашего ребенка 4-6 лет. В этом возрасте у ребенка активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, ощущениях, что проявляется в любознательности и любопытстве ребенка. Дошкольника интересует уже не просто какое-то явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Это влечет за собой резкое увеличение числа вопросов, адресованных взрослому. Ни в коем случае нельзя «отмахиваться» от таких вопросов. Постоянно спрашивая и не получая ответа, ребенок перестанет интересоваться окружающим, а следовательно развитие ребенка тормозиться. К концу дошкольного детства в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Язык становится средством общения и мышления ребенка. В это время язык для ребенка действительно становится родным. Развивается звуковая сторона речи. Дети 5-ти лет начинают осознавать особенности своего произношения и стесняться, если оно сильно не соответствует требованиям родителей и других взрослых. С 4-х лет интенсивно растет словарный состав речи. Доказано, что словарный запас больше у тех детей, с которыми больше общаются близкие взрослые. Так же развивается грамматический строй речи. Дети начинают усваивать закономерности порядка построения предложений, фраз. Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. Это и монологи, рассказы, диалоги и т. п. Следующая особенность этого возраста – бурный расцвет фантазий, т. е. воображения ребенка. Грамотная поддержка этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать поворот сюжетной линии, давать нравственные оценки воображаемым героям. Никогда нельзя в этом возрасте говорить такие слова: «Что ты врешь!», «Ну и что ты обманываешь» и т. п. Ведь ребенок обычно (за редким исключением) не врет, он создает для себя новую воображаемую ситуацию и отвечает на вопрос адекватно ей, а не заданному вопросу взрослого. /Можно привести различные примеры. / Такой процесс как восприятие теряет свое значение. Оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяется произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Вообще восприятие тесно связано с мышлением. К 4-м годам наглядно-действенное мышление переходит к наглядно-образному, а в конце дошкольного возраста и к словесному мышлению. Однако, основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. Внимание! Нужно помнить, что логика ребенка может очень сильно отличатся от взрослого. Никогда не судите ребенка по решению предложенной задачи. Очень часто решение неправильно не потому, что ребенок не прав, а потому, что вы, взрослые, неправильно сформулировали задачу. Например, детям 4-х лет показали игрушки: 3 машинки и 4 гаража. Все машины стоят в гаражах, а один остается пустым. Ребенка спрашивают: «Все ли машины в гаражах?». Обычно дети говорят, нет. Поэтому неверному ответу нельзя судить о непонимании ребенком задачи. Он не понимает другое - поставленные перед ним условия. Маленький ребенок считает, что, если есть 4 гаража, значит, должно быть и 4 машины. Из этого делает вывод: 4-ая машина есть, только куда-то пропала. Следовательно, «взрослое» утверждение «что все машины в гаражах», для него не имеет смысла. Вообще лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. Дошкольный детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.
Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности (в игре, при выполнении поручений взрослых и т. п.).
Однако нужно помнить, что наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести в основном только в процессе игры. Например, играя роль продавца, ребенок способен запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень товара. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, обычно он с ним не справляется. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
В 4-5 лет у ребенка начинает складываться индивидуально - мотивационная система. У него появляется очень много мотивов, обладающих разной силой и значимостью для него. На их фоне выделяются главенствующие мотивы, которые влияют на всю деятельность дошкольника. Например, у одних – это соперничество, у других – попытка быть всегда первым, лидером, у третьих – помочь другим, и т. п. В этом возрасте дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Однако нужно помнить, что первоначально ребенок (4-5 лет) оценивает только чужие поступки: близких взрослых, в том числе родителей, других детей, сказочных персонажей. И только к 6-ти годам ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение. К 5-6 годам у ребенка формируется механизм эмоционального предвосхищения. Т. е. еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат и его оценку со стороны взрослого. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Однако неправильные действия взрослых могут нарушить правильное формирование этого механизма.
Например, если за один и тот же хороший поступок ребенок получил разную оценку близких взрослых (равнодушную и похвалу, то в следующий раз ребенок не захочет его совершать, не зная точно, что он получит от взрослых. Или плохой поступок – оценили наказанием и простили, в следующий раз ребенок его повторит, а вдруг не накажут, вдруг простят.
Самосознание - оно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Одна из линий развития самосознания – это самооценка ребенка. Его самооценка в этом возрасте практически всегда совпадает с внешней оценкой, и, прежде всего с оценкой близких взрослых, т. е. родителей. Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких, его воспитывающих. И если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным, индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе искажаются. Это способствует возникновению у дошкольника неадекватной самооценки. При такой самооценке ребенок боится того, что он не соответствует ожиданиям родителей и близких ему взрослых. Такое напряжение держит дошкольника в состоянии постоянной тревоги и очень негативно влияет на его дальнейшее развитие. Другая линия развития самосознания – это осознание своих переживаний. Если в раннем дошкольном детстве ребенок говорит так: «мне радостно», «мне взгрустнулось», то к 5-6 годам он говорит: «я сердит», «я рад», «я огорчен». Также у ребенка идет осознание себя во времени. Ребенок начинает представлять: «когда я был маленький», «когда я стану большим».
Итак, дошкольное детство:
- период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учиться общаться со сверстниками.
- период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение (фантазии, особая логика мышления.
- период первоначального становления личности. У ребенка возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, самооценка, усложнение и осознание переживаний, усвоение первых этических норм.
Таким образом, жизнь нашего дошкольника очень насыщена, активна и сильно нагружена различными переживаниями, действиями. В это время в структуре личности нашего маленького человечка нет ничего незыблемого, устойчивого. Вся личность претерпевает изменение и постоянное развитие. Появляется «что-то новое», сглаживается «что-то старое». Очень часто взрослые не поспевают за ребенком: тот уже подрос, а для них совсем еще малыш.
В эти годы интенсивно формируются такие эмоции, как любовь. Нежность, сочувствие, сострадание. Слова взрослых: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой разговаривать», «Отстань от меня» и т. п. воспринимаются детьми крайне болезненно и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). Недопонимание очень сильно влияет на ребенка. Заставляет его постоянно переживать и тревожиться. И очень плохо, когда такая тревога становится постоянной спутницей нашего маленького человека. Такая тревожность негативно влияет на дальнейшее развитие и саморазвитие ребенка.
Поэтому главная задача окружающих его взрослых создать как можно более комфортные условия для развития ребенка, давая ему возможность развиваться без сильных стрессов и ненужной тревоги.
Совет 1. Помните, что главный путь преодоления тревоги – это теплая, доверительная атмосфера в семье, уверенность ребенка в любви и защите со стороны взрослых.
Совет 2. Старайтесь не показывать детям страшных фильмов, мультфильмов и не читать страшных историй, особенно на ночь. Перед сном посидите с ребенком, и почитайте ему сказку или просто поговорите. Поцелуйте на ночь.
Совет 3. Не рассказывайте при посторонних о тревогах и страхах детей – это только усугубит боязнь новых ситуаций и новых людей, усиливая тревожность ребенка.
Совет 4. Никогда не грозите ребенку тем, что вы его разлюбите или поменяете на другого, более хорошего.
Совет 5. Оценивайте всегда только поступки, но не самого ребенка.
Совет 6. Старайтесь быть объективными, хвалите и порицайте ребенка только за конкретные поступки, объясняя ему, за что его ругают или хвалят.
Совет 7. Больше общайтесь со своим ребенком, устраивайте совместные праздники, походы в театр, на выставки, выходы на природу.
Совет 8. Для снятия излишнего мышечного напряжения чаще используйте тактильный контакт с ребенком. Т. е., поглаживайте его, обнимайте и т. д. Ласковые прикосновения помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.