Татьяна Шуликова
Разработка кружка «Юные патриоты» для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка кружка для младшей группы
Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости
это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв
Публикация «Разработка кружка „Юные патриоты“ для младшей группы» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Младший дошкольный возраст — важный период в нравственно-патриотическом воспитании детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственно-патриотического воспитания.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Необходимо учитывать потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и вести работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направлять усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на образовательных мероприятиях и связано с формированием этих деятельностей.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении.
Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас большого вдохновения.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, городу.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.
1.1. Цели и задачи
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста: состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре города. Формировать у ребенка основы уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему родному городу;
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Формирование у детей проявления сострадания, заботы, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем кто о них заботится;
• Расширение знаний и представлений о красоте родного города, родной природы;
• Воспитывать уважение к труду взрослых.
Ожидаемые результаты:
Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду;
У детей сформируется чувство гордости за свой город, свою малую Родину;
Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.
I. Содержательный раздел.
2.1. Учебно-тематический план
ТЕМА ЧИСЛО ЗАНЯТИЙ
1. Родная семья 9
2. Родной город 4
3. Родная природа 7
4. Родная культура 8
5. Моя малая родина 4
Всего занятий: 32
2.2. Перспективное планирование на 2017-2018 учебный год.
Месяц Тема Формы работы Цель
Октябрь
Ноябрь ''Родная
семья'' 1. Беседа ''Моя семья''
2. НОД ''Моя дружная
семья''
3. Пальчиковая гимнастика ''Семья''
4. Сюжетно-ролевая
игра ''Дом''
1. Рисование ''Я люблю свою семью''
2. Беседа ''Как я помогаю родителям''
3. Выставка семейных
фотографий
4. Заучивание стихо-
творения ''Я и моя
семья''
5. Чтение сказки
''Гуси-лебеди''
Знакомить детей с понятием ''семья'', способствовать умению детей называть членов семьи. Воспитывать любовь и отзывчивость к близким людям. Формировать положительное отношение к семье.
Декабрь ''Родной
город'' 1. Беседа ''Где я живу''
2. Рисование ''Мой дом''
3. Игры со строительным материалом ''Строим дом''
4. Чтение сказки
''Рукавичка''
Знакомить с понятием ''улица'',''город''. Расширять представления детей о городе, в котором живут. Знакомить с достопримечательностями
города. Воспитывать любовь и уважение к своему городу.
Январь
Февраль
''Родная
природа'' 1. Рисование ''Снегопад в нашем городе''
2. Игровая ситуация
''Кто в домике живёт''
3. Беседа ''Дикие животные родного города''
1. Рассматривание иллюстраций ''Времена года''
2. Беседа ''Добрые дела''
3. Презентация ''Природа родного Чулыма''
4. Рисование ''Ветка рябины'' Формировать начальные представления о временах года. Обобщать знания детей о животном мире. Помочь детям замечать сезонные изменения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Март
Апрель ''Родная
культура'' 1. Развлечение ''В гости к хозяюшке''
2. Русская народная игра ''Карусель''
3. Рассматривание игрушек народно-прикладного искусства
4. Рисование ''Нарядный сарафан''
5. Чтение сказки
''Бычок- смоляной бочок''
1. НОД ''В гостях у Василисы''
2. Игра-инсценировка
''У матрёшки новоселье''
3. Хороводная игра
''Солнышко и дождик''
Познакомить детей с прикладным творчеством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, формировать интерес к книгам. Познакомить детей с атрибутами старинного русского быта. Расширять представление о многообразии народно-прикладного искусства.
Май ''Моя малая
родина'' 1. Беседа ''Источники
опасности дома и
на улице''
2. НОД ''Изучаем правила дорожного движения''
3. Создание с детьми
фотоальбома ''Мой родной город''
4. Акция ''Помоги растению'' Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах. Знакомить с источниками опасности дома и на улице. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и т. д.)
2.3. Формы взаимодействия с семьёй.
• Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.
• Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Как мы отдыхаем» и др.
• Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
• Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т. д.
• Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т. п.)
• Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
• Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
• Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
• Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
• Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
• Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет.
• Проведение праздников, досугов с привлечением родителей.
II. Организационный раздел.
3.1. Организация кружковой деятельности.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю (по четвергам). Продолжительность занятия с детьми младшей группы (3-4 года) составляет 15 минут.
Формы организации образовательного процесса.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
• совместной деятельности взрослого и детей
• самостоятельной деятельности детей ( формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Музыкальная
• Изобразительная (можно включить разделы по изо)
• Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
• Конструктивная
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд
• Двигательная
Методы и приемы:
• целевые прогулки ;
• наблюдения;
• рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
• беседы с детьми;
• использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
• проведение фольклорных праздников ;
• использование современных информационных технологий, видеофильмов, презентаций;
• проекты;
• разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
• приобщение детей к отдельным, наиболее ярким событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», и т. д.).
3.2. Используемый материал при работе:
дидактические и наглядные пособия
DVD плейер, телевизор
методическая литература
иллюстрации на темы патриотического воспитания
художественная литература
аудиозаписи
3.3. Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2015 г.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., 2013 г
4. Дерягина Л. Б. Моя Родина – Россия, «Литера», СПб. ,2007 г.
5. Комарова Т, Искусство как фактор воспитания любви к родному краю, «Дошкольное воспитание», №2, 2006 г. с. 3-8.
6. Казакова Н. В., Большая река начинается с родничка. Любовь к Родине – с детского сада, «Воспитатель ДОУ», 2008, №12, с. 31-36.
7. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси, «Воспитатель ДОУ», №8, 2008 г., с. 27-28.«Маленькие россияне»
8. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Мозаика-Синтез Москва 2005г.