наталия щербакова
Методическая разработка программы кружка по дополнительному образованию «Музыкальная ритмика» для детей от 4 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка программы кружка "Музыкальная ритмика" для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет - это программа дополнительного образования, которая носит оздоровительную и развивающую направленность. Реализация данной программы способствует физическому, музыкально- ритмическому, эстетическому и в целом психическому развитию ребенка, а также социализации в обществе, способствует формированию художественного вкуса и творческих способностей детей. В программе представлены различные разделы, которые объединяет игровой метод проведения занятий. Именно игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает запоминание и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Публикация «Методическая разработка программы кружка по дополнительному образованию „Музыкальная ритмика“ для детей от 4 до 7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Методическая разработка программы кружка
«Танцевальная ритмика» для дошкольников
Составила Щербакова Н. Ю.
музыкальный руководитель высшей категории ГБОУ школа №2101 «Филёвский образовательный центр» площадка № 8 Москва 2016г.
Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по ритмическому движению «Музыкальная ритмика» разработана в соответствии со статьей 2 пункта 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательная программа дополнительного образования «Музыкальная ритмика» имеет оздоровительную и развивающую направленность. Реализация данной программы способствует физическому, музыкально- ритмическому, эстетическому и в целом психическому развитию ребенка, а также социализации в обществе. Формирует художественный вкус и творческие способности.
Данная программа разработана на основе программ: «Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике для детей 3–7 лет А. И. Бурениной, М. А. Касициной, «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина «Танцевальная ритмика для детей» Т. И. Суворова; Программы модифицированы, адаптированы к условиям дополнительного образования детей в дошкольном учреждении.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-184 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», а также в соответствии с требованиями СанПин.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение ритмическим движениям рассматривается как базисный этап, закладывающий «школу движений», развивающий психофизические качества, укрепляющий здоровье детей.
Педагогическая значимость освоения данной программы обусловлена тем, что овладение ритмическим и ритмопластическим движением под музыку теснейшим образом связано с речевым, интеллектуальным, физическим, эмоциональным и нравственным развитием личности.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально- ритмическая гимнастика.
• Доступность этого вида основывается на простых обще- развивающих упражнениях.
• Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.
• Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ- содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкально-ритмического движения.
Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:
1. Укрепление здоровья.
-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
-содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной систем организма;
-формирование осанки, мышечного корсета;
-содействовать профилактике плоскостопия.
2. Развитие основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, музыкальности.
-нормализация мышечного тонуса;
-развитие основных видов движений;
-развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений;
-преодоление двигательного автоматизма движений;
-формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;
-согласование движений с музыкой, словом;
-изменение характера движения в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);
3. Развитие психических функций, совершенствование психомоторики.
-развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;
-формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности танцевальных движений и танцев;
-развитие мелкой моторики;
-развитие быстроты и точности реакции на звуковые и вербальные сигналы;
-развитие разных видов внимания, памяти, мышления;
-развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения (слово управляет движением);
-развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
4. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
-развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пределах зала через движение;
-развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх, вниз и т. п.)
5. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.
-развитие имитационно-подражательных выразительных движений под музыку;
-формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку.
6. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
-формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т. д.)
-развитие произвольности при выполнении движений и действий;
-развитие коммуникативных навыков посредством выполнения совместных действий и движений, танцев.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Возраст детей и срок реализации программы.
Программа по ритмике рассчитана на три года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
В программе представлены различные разделы. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Программа рассчитана на 72 учебных часа в год, всего 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Структура занятия по ритмике –общепринятая. Каждое состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие –это единое целое, где все элементы взаимосвязаны между собой.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15 % общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, разминочные упражнения, ритмические упражнения и задания.
Основная часть занятия занимает 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, идет работа над развитием двигательных способностей. В этой части дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические композиции, танцевальные шаги, танцы, этюды психогимнастики.
Заключительная часть занятия длится от 3 до7% общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные, на растягивание мышц, пассивная релаксация, музыкально- подвижные игры.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, ритма и движения, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Обязательная одежда и обувь на занятии:
Для девочек: юбочка шифоновая, чешки, белые носки.
Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки, белые носки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РИТМИКЕ
1 год обучения (средняя группа)
После первого года обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных упражнений ритмики. Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок, пятку. Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, неавтоматизированный подскок. Умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, используют разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.)
2 год обучения (старшая группа)
По окончании второго года обучения занимающиеся дети выразительно самостоятельно двигаются под музыку. Умеют передавать несложный ритмический рисунок хлопками и притопами. Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности. Владеют навыками передвижения по залу. Приобретают «базу движений» в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Выполняют танцевальные движения и шаги: реверанс и поклон, перенос веса тела с одной ноги на другую, «ковырялочка», «самоварчик», распашонка». хороводный шаг, боковой галоп.
3 год обучения (подготовительная группа)
После третьего года обучения занимающиеся дети умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами танцевального движения. Умеют самостоятельно исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку. Выполняют танцевальные движения: шаг с носка, шаг с притопом, поскоки, присядка, «козлик», «гармошечка», «менялочки», русский народный поклон, элементы движений современных и классических танцев. Выразительно и ритмично исполняют движения с предметами, атрибутами. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений, могут самостоятельно организовать музыкально-подвижные игры.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Основной метод, используемый на занятиях – игровой. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всесторонне решать поставленные задачи.
Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы.
Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты,
Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка, флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1. «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина–М «Просвещение», 1984г.
2. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» И. П. Раевская –М «Просвещение» 1991г.
3. «Ритмическая мозайка» А. И. Буренина –С. Пб. ,2000г.
4. «Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, З. Роот, -М «Айрис Пресс», 2003г.
5. «Коррекционная ритмика» М. А. Касицина, И. Г. Бородина,- М, «Гном и Д» 2005г.
6. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» - Т. Т. Ротерс–М «Просвещение» 1989 г.
7. «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет» Е. В. Михеева, -Волгоград, «Учитель», 2014г.
8. «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина- СПб. 2001г. 9. «Танцевальная ритмика для детей» Т. И. Суворова –аудио диски.